Путешествия по Украине и не только

 

Имперская Вена, май 2002

Вена



В Вене мы с Сашей были порознь. Я была здесь в мае 2002 года с родителями «в рамках тура» по югу Европы – на автобусе мы доехали аж до юга Франции, Лазурного берега, посетив по дороге многие города Италии, и Вену. А Саша летал сюда в командировки – первый раз в июне 2008 года, второй – в апреле 2010.
Во время первой его командировки как раз в Австрии и Швейцарии проходил чемпионат Европы по футболу, и в Вене 29 июня состоялся финальный матч, в результате которого со счётом 1:0 команда Испании победила немцев. На стадион Саша не ходил, но на футбольных фанатов насмотрелся достаточно. Осматривать город в этот период оказалось проблематично – на время чемпионата практически все памятники были загорожены щитами.
А из второй поездки возвращаться Саше пришлось экстремальным способом, «на перекладных» – как раз в этот период неожиданно началось извержение расположенного в 200 километрах от Рейкьявика исландского вулкана Эйяфьяллайокудль. До этого вулкан спал 200 лет, и вдруг 14 апреля 2010 года выбросил вверх на 6 тысяч километров столб пепла. Как последствие авиасообщение по всей Европе оказалось заблокированным, поскольку мелкие частицы вулканической пыли пагубно действуют на двигатели самолетов – могут остановить их в полете. Ситуация грозилась затянуться на недели и даже месяцы, поэтому Саша не стал дожидаться открытия авиасообщения, а вернулся домой поездом, вернее несколькими поездами, с пересадками.

Ну а я буду описывать экскурсию по Вене мою с родителями.

Итак, конец апреля 2002 года, и начинается наша первая поездка за границу, да ещё сразу в страны «проклятого капитализма». Мы уже в автобусе, но до сих пор не верится – неужели мы туда попадём? В Советские времена об этом и мечтать было невозможно, поэтому нам кажется удивительным само наше пребывание на западноевропейских землях. Лично у меня вызывает восторг даже нудное пересечение границы Украины с Венгрией, я неотрывно смотрю в окно автобуса, и во всём ищу отличия - в цветах, траве, деревьях - какие они у нас, и какие у «них». Уже сейчас, поездив по Европе гораздо больше, знаю – природа от Киева до Парижа примерно одинаковая (что и не удивительно, ведь климат на наших территориях один и тот же - умеренно-континентальный). А вот за посёлками, домами и людьми наблюдать и выискивать характерные черты для данной местности по-прежнему интересно.

Ночлег нашей группы предусмотрен в Будапеште.
А утром, после нескольких часов езды, торжественный момент - въезжаем в Вену. Сразу же чувствуется мощь города, здесь все добротно, монументально и надёжно, с первого взгляда Вена производит впечатление стабильной и уверенной в себе европейской столицы. Здесь правили Императоры и Императрицы, Вена – их город, их творенье. Забегая вперёд, скажу, что в Вене нас впечатлило буквально всё, вплоть до трамваев. Или это оттого, что Вена - первый экскурсионный город на нашем пути?

Краткие исторические сведения нам рассказывают ещё по дороге в автобусе: Вена является столицей Австрии с 1918 года, а вообще город ведёт своё летоисчисление ещё с 500 года до нашей эры, когда в этих местах существовало кельтское поселение. Население города составляет 1,6 миллиона человек. Национальный праздник Австрии – 26 октября, день Австрийской республики. Наивысшая точка Вены – 542 метра. Город окаймляет Венский лес, где на горе Каленберг расположена смотровая площадка, открывающая великолепный вид на город.
О происхождении названия города существует три гипотезы, в основе первых двух лежат исторические сведения о том, что в первом веке нашей эры здесь находился военный лагерь римлян. Лагерь назывался Виндобона, так же его называли Венус, что в переводе с древнеримского означает «Венера», богиня любви – в нём воины отдыхали и расслаблялись после тяжелых походов. От «Венус» и выдвигается первая версия. Вторая версия связывает название города с высказыванием Юлия Цезаря «Вени, Веди, Вици» («Пришёл, увидел, победил») – именно сюда пришли римляне и разбили здесь лагерь, «Вени» - Вена. Третья версия более прозаична и никакого отношения к древним похожим словам не имеет – город стоит на реке Дунай, одной из крупнейших рек Европы, и её связывают с одноимённым кровеносным сосудом, ведь без Дуная жизнь здесь была бы намного сложнее. (К слову, из-за частых наводнений русло Дуная в пределах города пришлось в 1875 году поместить в несколько бетонных рукавов-каналов.)
На индивидуальный вкус можно рассматривать любую версию происхождения названия, так или иначе в 1030 году город уже упоминается именно как «Вена».

И вот наш автобус притормаживает и делает остановку. С удовольствием слазим с насиженных мест, начинается пешеходная экскурсия. Находимся мы у памятника императрице Марии Терезии – женщине, сделавшей очень многое для страны. К её заслугам относится введение обязательного образования, запрет на пытки и отмена крепостного права, одним словом, период правления Марии Терезии по реформам приравнивают к эпохе правления Петра I в России.
Площадь, на которой застыла в величественной позе императрица, очень живописна – клумбы с оригинально подстриженными кустарниками чередуются с изысканными фонтанами. А слева и справа от площади расположились два совершенно одинаковых здания – музей истории искусств и музей истории природоведения. Но единственное отличие у зданий всё-таки есть – на куполе первого установлена скульптура Афины Паллады, на втором – Аполлон. Говорят, в музее искусств содержится крупнейшая в мире коллекция произведений живописи, но за один день экскурсии в Вене мы никак не успеем взглянуть на полотна даже одним глазком, поэтому отправляемся дальше знакомиться с городом.
Центр Вены перепланировался и перестроился относительно недавно, около 150 лет назад, когда в одно прекрасное рождественское утро 1857 года кайзер Франц Иосиф вдруг решил на месте старых крепостных валов проложить улицу. Как и прежние крепостные стены, новый проспект стал опоясывать старинную часть города по кольцу, в связи с этим его и назвали не мудрствуя лукаво – Ринг, то есть круг. Вдоль него начали выстраиваться самые фешенебельные здания города, и теперь Вена имеет очень удобный для туристов план – можно сесть в городской трамвай и осмотреть основные достопримечательности, посматривая из него налево и направо. Спустя какое-то время улице даже дали прозвище «витрина монархии». Ну а мы будем осматривать её пешком. Ведь площадь Марии Терезии, на которой мы находимся, так же расположена на Рингштрассе.

И первым следующим грандиозным зданием на нашем пути мы видим здание Парламента, выстроенное в 1883 году в греческом стиле – архитектор датчанин Теофил Хансен долгое время жил в Афинах и был очень впечатлён Грецией. Перед зданием расположен фонтан со статуей Афины Паллады, богини Знаний, она замерла в окружении рек Эльбы, Влтавы, Инна и Дуная. В руке у скульптуры ещё одна маленькая скульптура – это Ника, богиня Победы. Греческий стиль здания в данном случае весьма оправдан, ведь основные концепции парламентаризма - слова «политика» и «демократия» - греческого происхождения. При строительстве здания использовался материал со всех провинций страны.


ФОТО 1: Фонтан со статуей Афины Паллады перед зданием Парламента

Следуя дальше мы видим легкую ажурную постройку, она возвышается, будто замок из песка – это городская ратуша, Ратхаус, здесь расположилась городская мэрия. Выстроена также в 1883 году, её автор – строитель Кёльнского собора архитектор Фридрих фон Шмидт. На вершине средней башни замер Ратсмен - железный ратушный человек размером 3,4 метра и весом 4 тонны. Железный рыцарь помимо декоративной функции выполняет и полезную – служит громоотводом. На высоте 98 метров его практически не видно, детали я рассматриваю, приблизив в видоискатель видеокамеры, но оказывается, я могла не утруждаться – рядом с нами, слева от входа, находится точная копия ратушного человека, в натуральную величину.
Во двор ратуши можно зайти, там разбит красивый сад, а вообще ратуша имеет 7 дворов!
Перед ратушей часто проходят фестивали и концерты. Действительно, Саша, будучи в Вене после нас два раза, всё время заставал площадь загороженной в прддверии концерта, даже к Железному рыцарю он подойти не смог. Поэтому организация празднеств на этом месте создаёт определённые проблемы для желающих осмотреть площадь, а ведь здесь установлено множество памятников выдающимся австрийцам, среди них Иоганн Штраус-отец и Йозеф Ланнер – композитор, которого считают основоположником вальса наряду с Иоганном Штраусом-сыном. Экскурсовод нам рассказывает о скульптурах и людях множество интересной информации, в том числе и историю возникновения австрийского флага, но, как опытный гид, вскоре замечает, что мы становимся всё рассеяннее – слишком большой объём информации усвоить сразу же трудно, поэтому гид ведёт нас дальше.

ФОТО 2: Ратушный человек рядом с Ратушей, такой же установлен на средней башне

Мы проходим мимо Бургтеатра – драматического театра Вены, где можно услышать постановки на самом классическом немецком языке. Говорят, в Австрии более правильный и чистый немецкий язык, чем в Германии (мы этого оценить не могли в виду отсутствия знаний оного). И вообще, население Австрии – это те же немцы, только вместо пива пьют кофе.
На фронтоне Бургтеатра установлены скульптуры Аполлона и множества муз. Приблизительно в районе, где находится театр, было когда-то совершено покушение на императора Франца Иосифа.

А мы уже оказываемся в народном саду Вольксгарден, у памятника любимицы австрийцев императрицы Елизаветы Баварской или Сиси, как её называли в народе, супруги Франца Иосифа. Непростая судьба этой женщины и её неординарный характер никого не оставляют равнодушным. О её жизни снято множество фильмов и сериалов, из них мой самый любимый – трилогия с Роми Шнайдер в главной роли 1955-1957 годов выпуска. Кинокартина абсолютно не устарела, смотрится на одном дыхании, всем рекомендую! Нам её включили в автобусе во время переезда, а дома я пересматривала кинофильм ещё не раз. В городе есть и музей Сиси, но мы, конечно же, в него не успели.


ФОТО 3: Памятник Елизавете Баварской - Сиси

Идем по красивому ухоженному парку с ровными газонами, центральному парку города, и диву даемся – народ массово, по одиночку и компаниями отдыхает лежа на траве. Кто затеял пикник, кто загорает - у нас так ещё не принято, в Стране Советов везде пестрели таблички «По газонам не ходить». Кроме того, сегодня 1 мая – этот день мы считали чисто советским праздником, нам всегда внушали, что в нашей стране слишком много праздничных дней, и никто в мире кроме нас первомай не празднует. Поэтому мы никак не ожидали от капстраны такого массового гуляния в день международной солидарности трудящихся. Наши туристы фотографируют разлегшихся на газонах горожан, фотографируются сами, лёжа на траве, мы тоже слегка успели поваляться на австрийском газоне.

 
ФОТО 4: Парк с отдыхающими горожанами и Хофбург

А между тем мы подходим к самому главному сооружению Австрии – гигантскому дворцовому комплексу Хофбург. Изначально это был средневековый замок, который со временем разросся до громадных размеров и стал шикарной резиденцией дома Габсбургов. Он так и не был достроен – по проекту должно было появиться ещё одно полукруглое крыло. Сейчас императорский дворец представляет из себя комплекс из построек различных периодов, делится на Стрый Хофбург и Новый Хофбург, и является официальной резиденцией президента Австрии. Так же здесь располагаются различные музеи, императорская сокровищница, художественная галерея, библиотека, и даже испанская королевская школа верховой езды. На данный момент Хофбург состоит из 18 зданий и 2600 комнат.

За Михальскими воротами Хофбурга (в них находится вход в кайзеровские апартаменты) на Михальской площади есть два интересных фонтана – «Господство Австрии на суше» и «Господство Австрии на море» (при том, что моря в Австрии не существует). Здесь же находится и Дом Лооза (от имени автора проекта), так не понравившийся императору – Франц Иосиф расценил постройку этого «аскетичного» дома, как неуважение к своей персоне, и даже перестал пользоваться Михальскими воротами, а кто-то обозвал этот дом «Домом без ресниц». Архитектор же, возводя этот дом в 1910 году, пытался таким образом выразить свой протест против напыщенности Ринг-стиля. Сейчас в Доме Лооза расположен главный офис известного Райффайзен Банка. К слову сказать, императору не понравилось и здание оперы, но после самоубийства одного из архитекторов театра он стал более осторожен в высказываниях по поводу архитектуры.


ФОТО 5: Михальская площадь и ворота

Проходя мимо императорских апартаментов нельзя не упомянуть самого императора, Франца Иосифа. Это был правитель – трудоголик, с раннего утра он уже сидел за рабочим столом. Австрийцы и венгры шутят, что за долгие годы правления (почти 70 лет) кайзер приучил их к режиму жаворонка – в этих странах принято рано вставать. Франц Иосиф был простым монархом, приверженцем консерватизма. Он так и не позволил провести во дворец телефон, и с трудом согласился на электричество. Его именем назван архипелаг из островов в Северном ледовитом океане, открытый австрийской полярной экспедицией.

Перед Хофбургом раскинулась огромная Площадь Героев с двумя конными памятниками национальным героям страны. Они считаются уникальным шедевром – кони встали на дыбы на двух задних ногах, и скульптуры при этом удерживают равновесие, «не падают». Первый – памятник эрцгерцогу Карлу (он отвратил наступление Наполеона в битве при Асперн-Эсслинге). И второй - памятник знаменитому австрийскому полководцу Евгению Савойскому. Считается, что именно Савойский полностью и окончательно освободил Австрию от турецкого нашествия, в благодарность об этом в народе даже родилась песня «Принц Евгений, благородный рыцарь…».

А у австрийцев в память об осаде турок 1529 и 1683 годов осталось несколько традиций. Первая – это страсть к кофе. И относятся они к этому напитку до сих пор очень трепетно: правильно заваренный кофе – гордость венцев. А ещё по легенде именно в этот период появились рогалики - назло туркам, венцы начали печь булочки в виде полумесяца, национальной турецкой символики.

Кстати о булочках и кофе – время обеда, и наша группа заходит в кафе Rosenberger. Напомню, что на улице 2002 год – до Украины цивилизация ещё не добралась. А здесь в кафе буяют огромные цветы и между этажами курсирует стеклянный лифт – сейчас таких полно и у нас, а тогда он меня так впечатлил, что я истратила огромное количество кадров фотопленки именно в кафе. Кроме того, нас удивила система ценообразования блюд – стоимость зависит от величины тарелки. Тарелки предлагаются трёх размеров. За самую большую, будь на ней хоть корочка хлеба, нужно будет заплатить самую высокую цену. Средняя тарелка – соответственно средняя цена. Ну а мы взяли блюдечки, и умудрились впихнуть на них горой картофель, мясо, и несколько видов салатов. Пудинг с вишенкой уже не поместился. У кассирши глаза полезли на лоб, рассматривая рог изобилия у каждого туриста на подносе. Но, как говорится, уговор есть уговор – граждане-украинцы заплатили самую минимальную сумму. Помимо этого, в этот период в кафе проходила акция – при заказе кофе можно было оставить себе в качестве сувенира чашечку (без блюдца). Естественно, никто из нашей группы не упустил возможность разжиться посудой, некоторые унесли с собой чуть ли не сервиз на шесть персон. Шесть – это я, конечно, шучу, но две-три порции акционного кофе отдельные экземпляры в себя поместили. В общем-то, и у меня с тех пор есть красивая кофейная чашка с нарисованными на боку двумя сливами…

А после обеда мы прошлись по пешеходной Керхнер Штрассе – самой элегантной улице Вены, подобной Арбату или Андреевскому спуску. Здесь продаются сувениры, играют уличные музыканты (один играл даже на наполненных водой бокалах), а неспешная толпа праздно прогуливается.

Начинается улица у здания венской оперы Штатсопер, одного из пяти лучших оперных театров мира. Театр построен в 1869 году – 25 мая на его сцене прошёл первый спектакль (опера Моцарта «Дон Жуан»), и с тех пор каждый сезон ставятся 50 опер и 20 балетов, при этом соблюдается следующая классификация – спектакли категории «А» проходят для оперных гурманов, «В» - для любителей музыки, и «С» - для любопытных.
Во время бомбардировок 1945 года театр был практически полностью разрушен, восстановлен он в 1955 году.
Сейчас Опера - предмет гордости венцев, но так было не всегда, когда театр только был возведён, горожане не приняли его, и два автора здания (Эдуард ван дер Нюлль и Август Сикард фон Сикардсбург) закончили жизнь трагически: первый покончил жизнь самоубийством (нам сказали – выбросился из окна, в Интернете пишут – повесился…), второй автор два месяца спустя скончался от сердечного приступа. Но сейчас театр более чем востребован и любим, а раз в год здесь происходит событие, освещаемое на весь мир – Венский бал Опернбаль. Театр превращается в огромный танцевальный зал, и под чарующие звуки музыки плавно кружатся пары в бальных нарядах – зрелище более чем завораживающее и торжественное. И не даром этот бал проходит в Вене: город является столицей классической музыки. Как много композиторов жило и творило здесь! Поэтому Вена усеяна памятниками музыкантам: Шуберт, Бетховен, Моцарт, Штраус – это далеко не полный список.
И вообще можно подметить страсть венцев к памятникам – их установлено очень много и очень «густо»! К чести венцев нужно сказать, что монументы все красивые, многие являются шедеврами, и изображают людей великих, гениев и героев своего времени.

А мы идём дальше по Керхнер Штрассе. На площади Старого рынка видим грандиозный фонтан рек. Это копия (но древняя, ей более 150 лет), а оригинал хранится в Нижнем Бельведере (оригинальные скульптуры Мария Терезия приказала переплавить, ей они показались слишком эротичными, но, к нашему счастью, исполнители ослушались императрицу). В центре фонтана расположена фигура красавицы Провиденции (Провидение) – её прототипом послужила возлюбленная создателя фонтана Рафаэля Доннера, а вокруг – основные реки монархии: Марч, Иббс, Траун, Энс.
Фонтаны, прославляющие мощные реки, есть практически в каждом крупном городе, ведь без воды жизнь невозможна, города всегда основывались на берегах текущих вод. По своему содержанию фонтаны рознятся только представленными реками – кто-то изображает реки страны, а кто-то – реки мира.

Тем временем улица привела нас к символу Вены - собору святого Стефана Штефансдом, или Штеффль, как ещё называют венцы весь собор от названия южной башни, достроенной в 1433 году (сам собор построен в 1147). Его высота почти 137 метров, а внутри - сплошь произведения искусства. Собор очень красивый, особенно мне нравится крыша, укрытая 250 тысячами цветных черепиц. Но заснять собор целиком практически невозможно – вокруг плотным кольцом выстроены здания. Одно из них особенно долго вызывало споры – это торговый бизнес-центр Хаас-Хаус, построенный в 1990 году. Многие венцы были возмущены этим зданием из алюминия и стекла рядом с собором, по мнению других же в зеркальных поверхностях очень удачно отражаются башни старинного собора – современное и древнее в симбиозе.


ФОТО 6: Фрагмент крыши собора святого Стефана и панорама города, открывающаяся с Южной башни

Неподалёку располагается «Памятник усердию и трудолюбию мастера» - ствол дерева, сплошь укрытый гвоздями. Существует несколько легенд о появлении этих «украшений», больше других мне нравится версия о венских подмастерьях, которые, достигнув звания мастера, вбивали в ствол по гвоздю, пока не укрыли его полностью.

Если от площади свернуть немного в сторону, попадём на улицу, вернее, даже не улицу, а площадь (она имеет ширину 30 метров и 300 метров в длину) Грабен - слово означает «ров», который когда-то действительно был здесь. Посреди улицы гордо возвышается чумной столб «Пестзойле». У отношений венцев с чумой своя история, потому как победили они эпидемию не просто так, а с помощью уличного музыканта Августина, сочинившего песенку про самого себя «Ах, мой милый Августин…» и тем самым, как считают венцы, отвратившего Великую бубонную чуму 1680 года. В тот ужасный период Августин беспросветно сидел в таверне, напивался до беспамятства и готовился умирать – все вокруг умирали. А в процессе напевал песенку собственного сочинения. Но когда после очередной дозы он очнулся живым и здоровым, решил, что именно это и есть средство от болезни, и тут же все венцы принялись глушить литрами спиртное и при этом горланить: «Ах, мой милый Августин, Августин, Августин…». Можно только удивляться, но это действительно помогло – чума ушла, и в честь этого горожане воздвигли памятник. А греческая таверна на площади Мясного рынка, где музыкант напился до умопомрачения, стала теперь местом паломничества туристов.

Ну а мы всё по той же Керхнер Штрассе возвращаемся назад к Оперному театру, и теперь движемся по Рингу в другую сторону, иногда сворачивая на перпендикулярные улочки.
Через дорогу видим белое здание с кружевным золотым шаром из лавровых листьев на крыше – это Сецессион, выставочный зал союза художников-«неформалов», изображающих свои полотна в стиле «модерн». На фронтоне можно прочитать надпись: «Времени – его искусство, искусству – его свободу», это девиз общества художников (их было девятнадцать), которые были не согласны с консервативными тенденциями в направлениях живописи и в 1898 году создали своё общество, при этом им пришлось разорвать отношения с существующим Товариществом художников. Для «отступников» Иосиф Мария Ольбрмх и спроектировал Сецессион.
В 1998 году после реставрации здание почему-то выкрасили в красный цвет, такая резкая перемена вызвала у венцев шок, и вскоре выставочному залу вернули прежний цвет.

Проходим по Росселпарку, и оказываемся у величественной церкви Карлоса Борромео, самого красивого храма Вены в стиле барокко. Святой, чьим именем названа церковь, жил в VI веке, был дворянином, и всё своё состояние раздал беднякам, а в 22 года уже стал кардиналом. Перед церковью установлены две колонны, на которых в рисунках рассказывается о жизни святого. Построен этот храм после завершения эпидемии чумы.
Внутри церкви есть лифт, поднимающий желающих к самому куполу, и волшебные фрески можно рассмотреть с расстояния вытянутой руки. Но мы, конечно же, их не увидели – внутрь не попали.


ФОТО 7: Карлскирхен – церковь Карлоса Борромео

Издали, немного в стороне мы видим небольшой «ларёк» входа на станцию метро – это так же достопримечательность. Когда-то здесь проходила наземная железная дорога, и архитектор Отто Вагнер, создававший станции, подошёл к задаче очень творчески – по его задумке комплекс железной дороги составлял целостный архитектурный ансамбль. Со временем при создании метрополитена эти станции решили сохранить и переоборудовать, и теперь входы в метро в Вене – это знаменитые павильоны Отто Вагнера, и самый известный из них - Карлсплац - сейчас мы и видим.

Ещё немного петляния улицами, и мы выходим к Штадтпарку - Городскому парку, созданному в 1862 году. Парков вдоль Ринга много, это «лёгкие города», но Штадпарк – самый любимый горожанами.
В парке расположен «золотой» памятник Иоганну Штраусу – королю вальса. Скульптор этого произведения искусства – Эдмунд Хельмер, сотворил его в 1923 году. Говорят, если подержаться за ногу скульптуры, сбудутся желания.
Уже начинает вечереть, и золотой Штраус причудливо подсвечен садовыми фонариками, теперь он кажется особенно сверкающим, ну просто слиток чистого золота. А в здании за огромными стеклянными окнами играет оркестр. Это один из лучших концертных залов Вены – Курсалон, созданный Гарбеном в 1867 году. Наши туристы в эйфории закружились в легком танце – мы в Вене, и уже одно это приводит в восторг. И пусть мы через полчаса покинем этот город, мы не говорим Вене «Прощай», мы говорим «До свиданья»!

Прогулочным шагом возвращаемся назад к площади Марии Терезии, где нас ожидает автобус. Теперь, когда мы прошли практически весь Ринг, становится понятно, что Рингштрассе – это не совсем кольцо, а скорее полукруг, пересечённый Дунаем.
Уставшие рассаживаемся в автобусе по местам и делимся впечатлениями – как много мы успели сегодня увидеть! И как мало мы успели увидеть в Вене – ведь здесь столько всего красивого и интересного.
Поскольку Саше посчастливилось побывать здесь два раза, да ещё и по нескольку дней, он успел осмотреть то, чего не успели увидеть мы.
Итак, что ещё удивительного можно найти в Вене.

Конечно же, это великолепные дворцовые комплексы. Один из них расположен в центре города, недалеко от Штадтпарка – Бельведер, летняя резиденция Евгения Савойского. Бельведер состоит из двух дворцов, Верхнего и Нижнего, и между ними разбит красивый парк, он имеет трёхуровневую планировку. Нижняя терасса – аллегория на тему «Стихии и Времена года», средняя изображает Парнас, а верхняя – Олимп. Лестницы в парке украшены скульптурами «12 месяцев».
И ещё один дворец с парком, по своей красоте и величине соперничающий с Версалем – великолепный Шенбрунн (что означает «Прекрасный источник»), его размеры впечатлили меня даже по фотографиям – парк занимает почти 2 квадратных километра. Когда-то тут находился всего лишь охотничий домик, и со временем он разросся до летней резиденции династии Габсбургов. Сохранившийся комплекс возводился архитектором Фишером фон Эрлахом. Саша в свой второй приезд успел здесь погулять, и так же был поражен гигантской территорий. Правда, сам дворец посетить не успел - шутка ли, в нём 1441 апартаментов, хотя для осмотра открыты всего 40. Но зато Саша успел прогуляться по расположенному здесь же старейшему в мире зоопарку - он был основан в 1752 году как пристанище для экзотических птиц и животных, которых дарили императорской семье. Саша даже заснял, как панда жуёт бамбук (ролик можно посмотреть в разделе Видео).

ФОТО 8: Бельведер

Есть в городе и вовсе необычные архитектурные сооружения, полная противоположность классическим дворцам и прочим изыскам – это разноцветные дома Хундертвассера. Архитектор Фриденсрайх Хундертвассер (труднопроизносимые имя и фамилия - псевдоним) был абсолютно неординарной и талантливой личностью, после себя он оставил разбросанные по всему миру дома с характерным внешним видом. В основе его идей была мысль, что современное строительство жилых домов может быть не только скучным и однообразным, а ещё и весёлым, как детский рисунок. В отделке зданий дизайнер использовал разные цвета и множество битой керамической плитки всевозможных оттенков, любил акцентировать внимание на окна («Дома состоят не из стен, а из окон») и уделять внимание природе.
Любимым животным архитектора была улитка с собственным домом на крыше, любимой темой – спираль и бесконечная линия, а идею идеального дома он впитал в себя с книжкой «Вини-Пух и все-все-все» – это уютные норы животных. Он придумал флаг Новой Зеландии, наряду с этим рисовал марки и разрабатывал дизайн телефонных карточек. Интересный факт – архитектор даже носки носил всю жизнь разного цвета, ведь так веселее.
Вене повезло – в столице своей Родины архитектор осуществил несколько проектов в своём неповторимом стиле. В итоге почти на берегу Дуная в 1985 году вместо унылого панельного дома выросло нечто разноцветное, с многоярусным садом на крыше и погнутой тротуарной плиткой – это здание стало любимым у венцев, модным, и называть его стали по фамилии архитектора – Хундертвассер Хаус. Правда, жить внутри не так уж и просто – говорят, даже полы в доме сделаны под наклоном.


ФОТО 9: Весёлый домик Хундертвассера

После осмотра необычных домов можно погулять в расположенном недалеко громадном парке развлечений Пратер с расположенным здесь одним из символов Вены - гигантским колесом обозрения Ризенрад («Дъявольская мельница»), его диаметр составляет 65 метров. Оно было сооружено в 1897 году английским инженером Вальтером Бассетом для Всемирной венской выставки. Я лично боюсь высоты, но на этом колесе мне, наверное, не было бы страшно – ведь сидения размещены в полностью закрытых вагончиках. Кроме того, на колесе есть даже вагончики-рестораны.
До 1766 года местность, на которой расположен парк, была недоступна для общественности, здесь императорский двор охотился.

Ну а в старой части города мы не успели найти огромные танцующие часы Анкерур – они образуют как бы мостик между двумя зданиями страховой компании «Анкер». Каждый день в полдень часы оживают и двенадцать знаменитых людей Австрии (некоторые с супругами) совершают круг почёта: Мария Терезия, Евгений Савойский, Йозеф Гайдн и другие – полный их перечень указан на табличке, прикреплённой к дому. Высота медных фигур – 2,7 метра. Проходящие фигуры напоминают всем о славном прошлом Вены и о быстротечности человеческой жизни. Изготовлены они в 1911 году по эскизам художника Франца фон Матша.

ФОТО 10: Часы Анкерур

Саша успел осмотреть и эти часы, и другие – он посетил музей часов. На рекламных буклетах сюда зазывает удачный слоган: «Не пожалейте времени, чтобы познакомиться с занимательной историей его измерения!». В музее тикают 3000 часов, и каждый час здание наполняется звуками боя и перезвона, есть даже башенные часы, а самые маленькие часы музея помещаются под напёрстком.

И это далеко-далеко неполный перечень достопримечательностей. В Вену можно приезжать не раз, и не два, и всё время узнавать что-то новое.
А если требуется в двух словах охарактеризовать Вену, тут подходит австрийская поговорка: в мире есть люди счастливые, очень счастливые, и венцы. В этом есть доля истины – в Вене чувствуешь себя как за каменной стеной, в надёжной крепости, и, если захочется помечтать, раскрыть карту мира и выбрать себе город для постоянного проживания, Вена, пожалуй, будет одним из лучших вариантов.

Из Вены мы выезжаем поздно – у нас запланирован ночной переезд через Альпы. Утром нас будет ждать Венеция – романтичный город на воде. Ну а сейчас, покидая вечернюю, всю в огнях Вену, у нас остаётся лёгкое щемящее чувство грусти и доброй зависти к венцам – вот они уже уютно устроились в своих домах перед телевизорами, за накрытым столом с кофеём и рогаликами, а у нас впереди – лишь тёмная ночь, извилистая дорога, и скалистые вершины…


P.S. Больше фотографий в фотоальбоме «Имперская Вена»



Обновлен 14 фев 2012. Создан 21 июн 2010



  Комментарии       
Всего 2, последний 1 год назад
Александр 19 дек 2015 ответить
Мы ездили в Вену в первый раз в своё свадебное путешествие. Не хотелось ходить с группой туристов и
слушать об исторических фактах и событиях. Решили просто бродить по городу, заходить в места,
которые произвели впечатление. Получили массу удовольствия. Во второй раз поехали уже с компанией
друзей и решили заказать экскурсию по городу. Настолько интересно и увлекательно как с Олей Лучич
нам не было с экскурсоводом никогда. Получили настоящее удовольствие, спасибо!
https://www.youtube.com/channel/UCdJg6oVdDYIp
7aeGunUKMLw
   
Алина 03 янв 2016 ответить
Добрый день! Не перестаю удивляться до чего же круглая земля. Александр, я тоже была в путешествии по Вене с экскурсоводом Олей Лучич. Очень интересно она провела для нас экскурсию так захватывающе и интересно она рассказывает. Ну раз не я одна о ней такого мнения могу смело посоветовать ее в качестве гида.
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником