Путешествия по Украине и не только

Парк Александрия, апрель 2004

г. Белая Церковь, парк Александрия



На экскурсию в парк Александрия в городе Белая Церковь мы собирались не просто долго, а очень долго. Еще в 2001 году, съездив в Умань, мы условились о поездке сюда. И вот прошло каких-то пару лет, и в одну из суббот мы небольшой компанией в составе из четырёх человек собрались на весеннюю прогулку. Мы – это я, Саша, и наши друзья Игорь и Света.
Так давно собираясь в поездку, мы, тем не менее, умудрились совершить две крупных стратегических ошибки. Первая – с утра мы не особенно торопились, рассчитывая на относительную близость парка к Киеву, ведь Белая Церковь находится приблизительно в 80 километрах от нашего дома. Близко-то близко, но мы не ожидали масштабов предстоящей прогулки - территория Александрии очень большая, 297 гектар, ведь самый большой дендропарк Украины (на Украине есть парки, имеющие площадь больше, но они не являются дендропарками). Поэтому всё-всё-всё осмотреть мы не успели, ведь выехали аж около половины двенадцатого.
Поездка в машине прошла быстро и оживленно, в дружеской беседе. По дороге я усиленно вертела головой направо и налево: редко выезжаем дальше дачи, поэтому для меня окрестности новые и интересные.
Парк нашли быстро: Белая Церковь – город небольшой, и обнаружить Александрию не составило труда.
Главный вход в парк – это красивые старинные ворота, в две массивные колонны которых вмонтированы бюсты великих поэтов Шевченко и Пушкина, ведь они оба (в разное время) посетили это удивительное место. Въездные ворота, как и многие другие сооружения парка, являются восстановленными заново, потому как во время гражданской войны здесь было разрушено практически всё. Только в 1950 году началась реконструкция объектов парка и продолжалась вплоть до 90-х годов. Главные ворота, как и всё предстоящее нам увидеть, были воссозданы в 1957 году под руководством Д.М.Криворучко – благодаря этому человеку парк начал свою вторую жизнь, а не превратился в зарастающие чащи.
А мы, тем временем, рассматриваем припаркованную у входа машину с нацепленными сверху двумя кольцами – предвкушаем увидеть свадьбу!
ФОТО 1: Главный вход в парк

Покупаем входные билеты по смешной цене 1 гривна (на момент 2010 года, когда мы приехали сюда второй раз, цена доросла уже до 6 гривен с человека, но по прежнему является весьма условной за возможность насладиться великолепными пейзажами). Приобретаем и Генеральный план парка, сразу же пытаемся по нему сориентироваться – аллеи раскинулись веером, с какой начать прогулку? Подробно вникать в суть карты не стали, и тем самым совершаем вторую ошибку – мы пошли не туда. Получилось это так: я выбрала две самые крупные достопримечательности, некие Мур и Дидинец, и настояла на первоочередном посещении именно их. Как оказалось впоследствии, мой выбор был крайне неудачным. Дидинцом, который меня так привлек, когда-то назывался комплекс жилых помещений князей Браницких (владельцев Алекандрии), разрушенный еще в 1918 году солдатами и крестьянами, и при Советской власти окончательно разобранный на кирпичи. Его так и не восстановили, и при нас Дидинец представляет из себя остовы фундамента, едва выступающие из земли (мы их заметили совершенно случайно, рассматривая занятные корни деревьев). (Сейчас в 2010 году уже начались восстановительные работы, по крайней мере, мы издали видели какое-то сооружающееся здание приблизительно на этом месте.) А Мур (буквальный перевод «Стена») – это сад, огороженный кирпичной стеной для защиты теплолюбивых растений от холодных ветров. Его периметр – 279 на 135 метров, вот он меня и привлек габаритами! Пришлось признать - экскурсовод из меня не удался.
Итак, внимание всем! Не повторяйте наших ошибок: выезжайте пораньше, и на развилке в парке идите сразу же налево! Мы, как порядочные, пошли по правой Главной аллее, и вот такое у нас получилось длительное начало экскурсии. Ведь мы проделали путь по периметру трёх сторон парка, а самое красивое оказалось левее. Позже, конечно, мы осмотрели все красоты, но были уже уставшие.
Тем не менее, с самого начала прогулки мы всё равно получали огромное удовольствие, ведь после долгой зимы радует глаз всё - высокие деревья с едва распустившейся листвой, салатовая трава, лесные цветы, переливы птиц, свежий воздух, и долгожданное тепло. Но всё-таки долго удивлялись, что ничего необычного в парке нет – тогда мы ещё не знали, какой громадный делаем крюк. В тот момент у меня даже зародились сомненья, стоило ли сюда ехать - ведь предупреждали знакомые, что парк давно заброшен и неухожен. И когда мы увидели груду огромных камней, вот уж обрадовались – наконец нашли первую достопримечательность! Валуны с восторгом облазили, но ещё не сориентировались, что это действительно была достопримечательность – всё, что осталось от композиции «Варна», памятника, сооруженного в 1829 году в честь взятия русскими войсками крепости Варна (в той войне участвовали сын и зять графа Браницкого). Когда-то «Варна» представляла собой композицию из камней на острове, окруженном рвом, вершину группы камней украшала скульптура молочницы. Совсем недавно, уже после нашего посещения, композиция была отреставрирована, и теперь посетители парка могут видеть восстановленную скульптуру – девушку, прилепленную на камни. (Поскольку во второе наше посещение мы, наученные горьким опытом, в эту часть парка заходить не стали вообще, восстановленную Варну не увидели).

Продолжаем путь, и после долгих скитаний неожиданно выходим к длинному зданию, перед которым разбита красивая клумба. Сверяемся по карте, и обнаруживаем, что находимся у дирекции. Это строение единственное, сумевшее пережить все беды и разрушения гражданской и Великой Отечественной войн, при Браницких это был Домик садовника, а с 1946 года в нём расположилась администрация парка. Здесь же находится и музей – от его посещения гордо отказываемся, а ведь могли бы и послушать что-нибудь интересное. Но, с другой стороны, тогда бы мы точно не успели ничего посмотреть, ведь общая протяженность дорожек парка составляет около 20 километров!

Снова достаём свой Генеральный план, но в руки мне его уже никто не даёт - не доверяют. И в этот момент замечаем долгожданную свадьбу – невеста вся сияет в белом платье, вокруг снуют нарядные гости. Набираемся смелости, и обращаемся к свадебному фотографу с просьбой указать нам, наконец, правильное направление. К удивлению, и фотограф, и кинооператор живо откликнулись на нашу просьбу, забросили видео и фотосъемку, и с увлечением принялись, перебивая друг друга, посвящать нас в исторический экскурс. Минут через пять-семь мы тонко намекнули, что неудобно задерживать жениха с невестой и гостями, и тогда операторы предлагают нам следовать с ними. Так мы оказались приглашенными на свадьбу - дружно встраиваемся в ряды гостей и в шутку строим планы на вечернее застолье.

Между тем места начинаются очень красивые: появляются небольшие озера, соединенные между собой водопадами! А Саша переживал, что не будет водоемов, да тут их пруд пруди!
И вот подходим к одному из самых красивых мест – Китайскому мостику. Выглядит он в виде беседки с крышей в форме пагоды, вход украшен бронзовыми фигурками китайского мудреца и китаянки под зонтиками. Именно эти фигурки я видела на снимках в журнале, и теперь замерла от восторга – как на меня, так самое главное место парка мы уже нашли!
Мостик восстановлен в 1957-м, а скульптуры установлены не так давно – в начале 90-х годов.
Тем временем невеста предлагает Свете сфотографироваться вместе с ней, а фотограф с кинооператором дают нам подробные разъяснения, какую правильно занять позицию, чтобы получились хорошие снимки. По теории освещения, фотографироваться вынуждены чуть ли не со спинами скульптур – именно так в данный момент светит солнце. Но я хочу в фас, и в итоге дома получаю соответствующий результат – слишком резкие тени, фотограф всё-таки был прав!
ФОТО 2: Китайский мостик
ФОТО 3: Саша с китайским мандарином

Позже, подписывая фото в альбоме, я почему–то вместо словосочетания «Китайский мостик» подписала «Турецкий мостик». Ошибку заметила только через пару месяцев. Но, в общем-то, в моей описке ничего удивительного нет, ведь в парке есть и другая достопримечательность - Турецкий домик. В его стены вмонтированы мраморные плиты с турецкими надписями, привезенные с турецкой войны после взятия фортеции Варна – надписи прославляли величие шаха Махмуда Хага Гаци, который построил эту крепость.

Но мы не уделили должного внимания домику, а прошли мимо – к арочному мостику, и теперь фотографируемся на фоне водопада Черепахи (он выглядит, будто из огромного панциря выглядывает голова животного). Возле мостика Света замечает целующуюся парочку и громко комментирует увиденное, но влюбленным это абсолютно не мешает.

На острове Золотой колос устраиваем перекус. С места нашего привала открывается замечательный вид на реку Рось, на берегу которой расположен парк. Сразу же захотелось поплавать и позагорать.
На этом же острове находится памятная колонна, созданная в 1865 году – дань уважения садовнику (так скромно когда-то величали ландшафтного дизайнера!) Августу Энсу, который ухаживал за парком более 50 лет. В период создания парка несколько известных архитекторов - паркостроителей поочередно воплощали свои идеи в жизнь, но окончательный вид Александрия приобрела именно при Энсе.

Продолжаем путешествие. Долго лазим вокруг Руин – сооружения, имитирующего развалины старинного дворца и одновременно служащего небольшой плотиной, перегораживающей Купальное озеро. Из стены вытекает водопад – романтично и красиво.
ФОТО 4: Вид на Руины

Вода всегда завораживает, ведь, как известно, на неё можно смотреть бесконечно. И воды в парке предостаточно, к некоторым озерам мы даже не успели подойти, это дальние озера Русалка и Водяной – так они были названы в честь произведений Леси Украинки, поскольку одно время была попытка связать Александрию с творчеством этой писательницы. А озеро Поповича названо в честь лётчика-космонавта. Вся сеть озер соединена между собой шлюзами.
Мы же фотографируемся у Большого водопада и гуляем вдоль Зеркального озера – в нём плавает пара больших белых лебедей, а обрывистый берег украшает беседка. Малый водопад образуется за счет перепада высот между Холодным и Купальным озёрами.
Сделав круг, обнаруживаем скульптуру Гладиатора, и долго примеряемся, с какой стороны с ним сфотографироваться. В итоге я выбираю фас, а Света – противоположную сторону. Вообще при хозяевах в парке и в жилых помещениях было очень много скульптур, но во время гражданской войны уничтожилось всё. И это не смотря на то, что некоторые произведения искусства были уникальными, например скульптура Венеры Капитолийской и некоторые другие были итальянскими копиями античных, их заказал Наполеон для Версаля и Фонтебло, но после окончания Первой мировой войны их приобрела Александра Браницкая. Из всей огромной коллекции скульптур оригиналов сохранилось всего 16, сейчас они находятся в музее.
При реконструкции парка руководство решило задачу восстановления скульптур необычным образом – новые парковые скульптуры имеют тоже название, что и прежние, но не являются их копиями, и даже установлены на иных местах.
ФОТО 5: Гладиатор

У нас уже начинает чувствоваться усталость, ведь парк огромный, нам пришлось прилично походить вверх-вниз – перепад высот составляет 27 метров.
Вскоре оказываемся на Большой поляне, и устраиваемся на раскидистом дереве на привал - наблюдаем за огромным количеством свадебных пар. А мы надеялись хотя бы одну увидеть, а теперь – «смотри - не хочу»! На зеленом поле кружатся белые колокольчики платьев. Видеосъёмки проходят по одинаковому сценарию: у невесты на ладони жених лихо отплясывает гопак, затем невеста накрывает его букетом и сдувает с руки. Или же наоборот, на руке жениха танцует невеста. Сейчас уже по Большой поляне ходить запрещено – видимо, свадебные табуны мощно её вытаптывали.
Где-то здесь на поляне есть и родовое дерево Браницких – сосна с четырьмя стволами. А самое большое дерево в парке – чёрный тополь возле скульптуры Дианы, его диаметр достигает больше 2 метров.
В парк приезжали многие известные люди, были здесь и некоторые декабристы, поэтому недалеко от Большой поляны в 1992 году был установлен необычный памятник – лавочка декабристов. Но подойти к ней мы так и не успели.

Большая поляна действительно большая, её площадь – 10 гектар. Преодолев её по диаметру, оказываемся у колоннады Луна (так по-украински звучит «Эхо») – это полукруглая галерея, при владельцах служившая своеобразной выставкой скульптур и ваз. Говорят, если прошептать слово в одном конце колоннады, в другом будет его отчётливо слышно. Когда-то в галерее играл оркестр, и акустические способности колоннады разносили звуки музыки по всему парку. Но мы проверять эффект Эхо поленились, а дружно уселись на свободную лавочку – наши привалы становятся всё чаще. И снова здесь свадьбы, женихи, невесты, гости, цветы и шампанское. «Откуда их столько?», - вопрошает Саша. «Я закрываю глаза, и у меня перед глазами невесты скачут! Кажется, у меня паранойя начинается!», - удивляется Света. «Да, невест здесь, как грязи!» - прямолинейно заявляет Игорь. Только теперь понимаем, почему фотографы нам уделяли так много внимания – им хотелось поговорить с «обычными» людьми, не с торжества.
ФОТО 6: Колоннада Эхо - Луна

Тем временем я объявляю наши дальнейшие действия: «У нас по плану достопримечательности № 43 и № 47!». «Может, уже не надо?...», - слышу вялое сопротивление. «Разговорчики в строю!», - не даю расслабиться я, и мы отправляемся к Палиевой горе. Идти пришлось достаточно долго, зато по дороге мы нашли круглую альтанку, и в конечном итоге были вознаграждены потрясающим видом на реку Рось. В этом уголке парка с 1702 года сохранились валы и рвы лагеря казаков, боровшихся против польской шляхты. Предводителем казаков был Семён Палий, отсюда и название холма.
ФОТО 7: Палиева гора
ФОТО 8: Вид на реку Рось

Отдохнув на горе, начинаем выбирать маршрут к выходу. «Если пойдем по этой дороге, пропустим достопримечательности № 14 и 15», - заявляю я. «Фиг с ними!» - стройным гулом доносится до моих ушей. Спорить у меня нет сил, я вяло сдаюсь, и мы идем к машине почти что самой короткой дорогой. Но я всё-таки уговариваю подойти к колонне Пеликана (или, как её ещё называют, колонне Грусти) – когда-то колонну венчала скульптура этой птицы, кормящей птенцов, скульптура символизирует заботу родителей о детях. Мы застаем вершину колонны сколотой, но на более свежих фотографиях посетителей парка из Интернета можно видеть уже восстановленную скульптуру, белый пузатый пеликан снова венчает колонну. Меня это очень обрадовало, значит, о парке не забывают, его реконструкция продолжается. Но, к сожаленью, не дремлют и варвары – по-другому некоторых людей не назовешь. Во время нашего посещения скульптура охотницы Дианы была с оленёнком, а во второй раз мы застали просто одинокую Диану, от оленя остались «рожки да ножки» - его спилили. Вернее, наоборот, первыми исчезли как раз «рожки и ножки» - скульптуру пилили поэтапно, вначале я нашла фото оленя без копытца и рогов, а после он исчез уже целиком. Периодически издеваются и над китайцами – у мудреца спилили ручку зонтика. Зачем? Я понимаю, что куски скульптур сдали на драгметаллы, что людям, может, не хватает денег на лишнюю бутылку, но всё равно не понимаю – Зачем? Вроде бы на дворе XXI век, а такое впечатление, что всё тот же 1918 год…
ФОТО 9: Ноги Дианы (она пока ещё есть целиком) и всё, что осталось от лани

Не смотря на то, что постепенно начинает смеркаться, мы ещё успеваем заглянуть и к Ротонде в виде гигантской раковины – полукруглому сооружению высотой 10, 5 и шириной 9 метров. Когда-то в ней был установлен бюст светлейшего князя Григория Александровича Потёмкина, а некоторые источники указывают, что и императрицы Екатерины II, но на старинных фотографиях отчетливо видна одна скульптура. Сейчас бюсты находятся в музее.
Как и многие другие сооружения в парке, Ротонда создавались «по образу и подобию» - в Петербуржских садах можно встретить нечто подобное и этой парковой постройке, и колоннаде Эхо, и скульптурам Дианы и Аполлона.
ФОТО 10: Ротонда. Во время нашего первого посещения она была розового цвета, сейчас после косметического ремонта она сияет белизной, а колоннада «Эхо» из розовой превратилась в бледно-жёлтую. Сохранили свой цвет лишь въездные ворота – и шесть лет назад, и сейчас они коралловые.

И вот, наконец, снова загружаемся в наш Вольксваген Гольф и отчаливаем в обратный путь. Уставшие и довольные, мы со Светой быстро засыпаем на заднем сидении – на разговоры сил нет.

Теперь можно подвести итог поездки – успели посмотреть многое, но далеко не всё. Например, пропустили источник Лев с чугунными изображениями царя зверей. И не видели скульптуру Аполлона, Малую поляну, лавочку декабристов, да много ещё чего интересного можно найти в парке (всё это мы обошли во вторую нашу поездку). И, конечно же, интереснее бродить по парку, зная его историю, а я принялась за изучение брошюр уже дома. И вот что узнала.
Территория, на которой расположился парк, была подарена Коронному гетьману Речи Посполитой Францишеку Ксаверию Браницкому в 1774 году королем Польши Станиславом Августом Понятовским за помощь в подавлении крестьянского восстания. Восстание против польских угнетателей вспыхнуло в 1768 году под предводительством Максима Зализняка, в итоге было подавлено и Зализняк сослан в Сибирь, а площадь территории, полученной Браницким за это в подарок, составила 437 тысяч гектар вместе с 134 селами и хуторами.
В 1781 году Ксаверий в возрасте 51 года женился на 27-летней Александре Васильевне Энгельгардт, и уже через пару лет у графини зародилась идея парка, ведь сюда супруги приезжали в летнее время, а иметь дворец в окружении изысканно озеленённой территории в те времена было модно. Создаваться Александрия начала в 1790-х годах (точную дату назвать сложно, в источниках указываются разные года) при самом активном и непосредственном участии хозяйки Александры Васильевны. Графиню очень увлекала посадка растений, она выписывала в парк деревья и кустарники даже с других континентов. При этом территория парка была огорожена только небольшим рвом.
По некоторым источникам именно от имени владелицы и называется парк Александрией, другие источники указывают, что парк носит своё название в честь императора Александра I, который так же бывал здесь.
Проживали Браницкие в комплексе жилых сооружений, который назывался Дидинец, и главным зданием в нем, исполняющим роль дворца, была Аустерия. Это здание по первоначальному замыслу должно было стать гостиницей, но когда графиня начала создавать парк, отель превратили в жилое помещение – Александра Васильевна не интересовалась строительством, и более достойного жилья сооружать не стала, даже вывеска «Аустерия» так и осталась на фасаде здания. Перед входом в Аустерию находилась клумба, на которую летом выставляли большую пальму в кадке. Всё это было уничтожено вместе с редкими произведениями искусства в 1918 году.
Всего три поколения подряд Браницких владело Александрией, таким образом, хозяев парк не менял. Наследники Браницких до сих пор проживают в Европе.

Не располагая этими краткими историческими сведениями во время прогулки, мы, в общем-то, ничего не потеряли – и без них можно с уверенностью сказать, что парк нам всем очень понравился!!! И мы обязательно приедем сюда еще, полюбоваться осенними пейзажами, или даже зимними. Тем более, уже знаем, в каком направлении лучше двигаться, а к Муру точно не пойдем!

P.S. Как я уже упоминала, в мае 2010 года мы осуществили свои намерения и приехали сюда повторно. Постарались исправить ошибки - сразу же пошли по левой аллее, с большим удовольствием прогулялись по уже осмотренным местам и подошли к тем, которые не успели посмотреть прошлый раз.
И на этом не ограничимся – ведь здесь так приятно побродить тенистыми тропинками, которым нет числа! До встречи, Александрия!


Создан 07 июн 2010



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником