Путешествия по Украине и не только

 

И сложилась Прага! Ноябрь, 2005

Прага



А Прага нас манила

И взгляды нам ласкала

И как магнит тянула

И нас не отпускала!

Автор – моя подруга Яна


Поездка в Прагу в 2005 году поначалу у нас совсем НЕ складывалась. Почему-то в тот год я не смогла взять отпуск летом, а затем Саша в сентябре, потом снова я в октябре, вот так и получилось, что поездку, хоть в программе турфирмы она и стоит ежемесячно, мы спланировали аж на ноябрь, не особо задумываясь, пригодное ли это время для путешествий.


Далее последовали поиски самой туристической фирмы – в буквальном понимании. Тур мы выбирали по интернету, записывались по телефону, и вот настало время объявиться непосредственно «в конторе». Сейчас уже сложно представить, но в 2005 году о навигаторах ещё не было известно, и мы отправились на поиски офиса, ориентируясь по обычной бумажной карте Киева. И, конечно же, заблудились в хитросплетениях улиц Печерска. Поначалу мы выхватывали карту друг у друга из рук: «Дай мне – нет, дай я посмотрю!» (Саша при этом за рулём). Закончилось полётами карты по салону автомобиля и швыряниями её друг в друга: «На, сама смотри – нет, сам смотри!» (Саша по-прежнему за рулём). В итоге, проехав слегка по встречной дороге (встрепенулись, лишь упёршись лбом в троллейбус, ехавший нам на встречу по дороге с односторонним движением) мы таки обнаружили нужный дворик и сдали документы на оформление визы.


Но это ещё не всё. Нас чуть не ссадили с поезда! На границе пограничники заявили, что на фото в загранпаспорте – не Саша. Потому что у него были неправильно сфотографированы уши.


И всё-таки Прага сложилась! Преодолев все недоразумения, мы оказались здесь. И пробыли в столице Чехии несколько дней – это один из немногих городов Европы, куда я не просто заскочила на пол денька, а успела побродить, погулять и насладиться городом.

Кроме того, ноябрь оказался прекрасным месяцем для путешествий! Ещё не так холодно, как зимой, и изнуряющей жары, тоже, разумеется, нет, а яркие впечатления от увиденного окрашивают путешествие в яркие краски, невзирая на стойкий коричневый цвет ноября. 


Один минус, правда, в нашей поездке всё-таки был – место в автобусе. Оказалось, я сижу прямо рядом с «печкой». Это было невыносимо! Едва забравшись в автобус, я принималась стаскивать с себя всё до футболки, когда же мы выходили на экскурсию - приходилось в срочном порядке проделывать операцию наоборот. Словом, некомфортно. Поэтому, планируя поездку в холодное время года, постарайтесь учесть этот фактор. У нас были места во втором ряду за водителем - не знаю, одинаково ли во всех автобусах расположены обдуво-нагревательные устройства.


Итак, ПРАГА! Расположена она на реке Влтава, которая разделяет город на две части. Обе очень красивые и очень «исторические» - с аутентичными средневековыми постройками. Ведь городу несказанно повезло – Прага принадлежит к немногому числу городов, которые практически не пострадали во время Первой и Второй мировых войн. Потому старины здесь очень много! И если во многих европейских городах под «Старым городом» подразумевается единственный квартал, порой с одной-двумя улицами, то в Праге весь центр оригинальный, и целые районы датируются многими веками давности. Ведь выросла Прага из соседних близлежащих маленьких средневековых городков, со временем объединённых в одно целое: Старе место, Нове место, Градчаны, Мала страна, Вышеград – всё это районы, которые ранее были отдельными населёнными пунктами, окружёнными крепостными стенами. 


А началась наша экскурсия с современного центра Праги Вацлавской площади – мы попали на неё, пройдя мимо железнодорожного вокзала. Она огромна (750 на 60 метров), и неспроста – когда-то здесь был конный рынок. Этот «регион» - НОВЕ МЕСТО, которое построил король Карл IV в 1348 году (обозначение «новый» в данном случае весьма условно). Поначалу в Новом городе селились ремесленники и торговцы, что нашло отражение в названиях улиц и площадей – Житная, Ячменная, Мясницкая. 

«У изголовья» Вацлавской площади расположено величественное здание Национального музея, построенное в 1885-1890 годах по проекту Йозефа Шульце. А перед ним в 1912 году установлен памятник покровителю Чехии святому Вацлаву, окружённый статуями святых Людмилы, Анежки, Прокопа и Войтеха. Автор памятника – скульптор Йосеф Мысльбек. Интересно, что в Праге существует созданная в 1999 году комедийная аналогия этого памятника – Вацлав восседает на перевёрнутом коне, находится забавная скульптура в пассаже дворца Люцерна. Её автор – провокационный скульптор Давид Черны, автор множества скандальных скульптур, установленных в Праге и уже ставших её символом.


А ещё на Вацлавской площади находится кафе-трамвай. Не абы какая достопримечательность, но - ноябрь даёт о себе знать, и я с вожделением поглядываю на различные согревательные заведения. В трамвае мы выпили по чашечке кофе – очень кстати!


Ну а дальше – хитросплетенья улиц Нового и Старого городов. Где их граница – наверное, кто-то знает, но это не суть важно. Говорят, в Праге невозможно заблудиться – здесь легко ориентироваться по шпилям. Но я бродила, совершенно не понимая, где нахожусь. Потому что вертела головой влево-вправо и не успевала следить за дорогой - каждый дом здесь достоин собственного рассказа и красивой фотографии!


Одним из зданий, которому наш экскурсовод Света уделила особое внимание - Сословный театр (Сословске дивадло), расположенный на площади Фруктовый рынок. Он знаменит в первую очередь тем, что именно в нём состоялись мировые премьеры опер Моцарта «Дон Жуан» (29 октября 1787 года) и «Милосердие Тита» (в 1791 году), при этом постановками дирижировал сам мэтр. Театр является единственным в мире, сохранившимся в первозданном виде, где Моцарт выступал лично.
Именно Моцарту и его «Дон Жуану» посвящён установленный в 2000 году у театра памятник работы Анны Хроми. Он изображает призрачного мстителя Командора, героя оперы «Дон Жуан». У памятника множество второстепенных имён: «Высокочтимый», «Невидимка», «Пьета», «Пустая ряса», «Человек без лица», «Плащ совести» и даже «Назгул» из «Властелина колец», а экскурсоводы уверяют, что этот плащ время от времени примеряют различные призраки. На самом деле Анна Хроми демонстрирует нам собственную философскую позицию, и аналогичных памятников она создала несколько. Суть её мысли в том, что каждый из нас уходя из этой жизни, что-то после себя оставляет – свои деяния, мысли, идеи, реализованные и нереализованные проекты. Человека уже нет, но некоторые его «импульсы продолжают трансформировать реальность, придавая ей формы, подобно складкам ткани…».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОТО 1: Сословный театр, в котором Моцарт дирижировал лично, и возле которого установлен Плащ совести: «Пустота, обрамлённая плащом – нематериальные следы, остающиеся в нашем мире после ухода человека» (сайт Прага-Прага.ру)


Ещё одна гордость Нового Места - Общественный дом, выстроенный по проекту Антонина Бальшанека и Освальда Поливки в 1912 году.
К Общественному дому примыкают Пороховые ворота – башня высотой 65 метров. Первый камень башни был заложен в 1475 году, она должна была служить воротами Старого города. С вершины, преодолев 186 ступеней, можно полюбоваться красотой Праги - на высоте 44 метра находится смотровая площадка. Название башни объясняется просто – некогда она служила хранилищем пороха, будучи при том недостроенной – к ней просто приладили временную крышу. А свой нынешний вид башня получила в начале XIX века, когда была доделана и отреставрирована. 


Где-то в переулках нашли Памятник городскому бродяге. К сожалению, в Праге так же орудуют вандалы, и на данный момент у памятника отсутствует нога.

 

Буквально пару улочек и переулочков – и мы уже в сердце СТАРОГО МЕСТА, на Староместской площади. Пожалуй, именно она является главной площадью всей Праги – ведь именно здесь устанавливается главная рождественская ель города, а это для меня важнейший показатель. И при нас, в конце ноября, как раз уже и начали монтировать новогоднюю красавицу, привезённую с горного хребта Шумава (в Австрии его называют Богемский лес). Здесь же на площади строятся и домики рождественской ярмарки – а когда-то базар на площади был круглогодичным, ведь в старину здесь был рынок. 


На площади же размещена и ратуша. Она очень необычная – состоит из нескольких домов, которые выкупались в разное время, были объединены и приспособлены для нужд магистрата. Первый дом горожане получили в 1338 году от богатого купца Вольфа Камене, и этот год считается датой основания ратуши. В 1364 году к существующим постройкам была пристроена башня высотой 69,5 метров - на ней так же есть смотровая площадка. А в 1410 году башню украсили курантами Орлой – гордостью пражан. Перед ними всегда толпы туристов, дожидающихся начала часа – ведь под звон колокола здесь разыгрывается целое представление кукол: в оконных отверстиях над часами шествует процессия апостолов. По легенде их создатель астроном магистр Гануш по окончанию работ сразу же был ослеплён, дабы уже никогда не смог повторить этого шедевра.

На башне есть так же мемориальная доска-благодарность нашему соотечественнику маршалу Коневу, под командованием которого 1-м украинским фронтом была освобождена Прага от фашистских оккупантов в 1945 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОТО 2: Часы и календарь – куранты Орлой, вмонтированные в башню Ратуши на Староместской площади

 
На площади расположен и памятник национальному герою Яну Гусу работы Ладислава Шалоуна, установленный в 1915 году. А за ним из-за домов выглядывает Тынский храм - Храм Девы Марии перед Тыном. Тын – средневековый купеческий центр со внутренним двором, где обязаны были селиться приезжие торговцы, в нём так же располагались таможня, больница, костел. Сам храм начал возводиться в XIV веке, завершён был в 1511 году и стал главным храмом Старого Места. При этом его башни высотой 80 метров построены в разное время – одна в XV-м, другая в XVI веках. Сейчас собор настолько зажат соседними зданиями, что ни сфотографировать, ни охватить его взглядом невозможно. 


Как и во многих других средневековых городах в Праге когда-то не было нумерации зданий, зато каждый дом имел свой отличительный «домовой знак».


Незаметно из Старого Места мы попадаем в Еврейский город Йозефов – центр жизни древней еврейской общины Праги. Здесь можно увидеть звёзды Давида на домах и антикварные лавки, а в старину в здешних аптеках приобретали средства от лопоухости и покраснения носа, сушеных лягушек и волчью печенку. 

Главная остановка здесь – у Староновой синагоги, выстроенной в 1270 году и до сих пор действующей. По преданию, фундамент здания сложен из камней разрушенного Иерусалимского храма. На башне синагоги установлены удивительные часы, на циферблате которых нарисованы древнееврейские цифры (которые обозначаются буквами), а стрелки движутся назад.

Здесь с 1597 года служил учёный, философ и мыслитель главный раввин Праги Йехуда Лива бен Бецалель, известный как Махараль – именно он по легенде для защиты еврейского народа и для выполнения разных черновых работ создал с помощью каббалистского заклятья глиняного истукана-великана Голема. Когда же Голем вышел из-под контроля, раввин был вынужден его ликвидировать – чудовище рассыпалось в прах прямо на чердаке этой же синагоги, и, говорят, его останки хранятся там и сейчас. Во избежание беды, дабы никто не потревожил Голема, даже была частично убрана внешняя скобяная лестница, ведущая под крышу. В синагоге так же сохранён стул, на котором сидел раввин во время молитв – сейчас никто не имеет права его занимать. Надгробие Махараля на Старом еврейском кладбище Праги до сих пор служит местом паломничества и по старому еврейскому обычаю сюда все желающие приносят камушки с загаданными желаниями. А мистичный Голем нашёл продолжение своей жизни в богатом воображении писателей и режиссёров – трудно перечислить все произведения и фильмы, где встречается этот монстр. Вероятно, самое известное из них – одноимённый роман «Голем» Густава Майринка, хоть чудовище в нём играет второстепенную роль. И не знаю, лежит ли Голем на чердаке Староновой синагоги, а вот на складе киностудии Баррандов он есть точно – хранится в качестве реквизита с 1951 года, с момента, как снялся в комедии «Пекарь императора». Фигуру создал известный скульптор Ярослав Горейц. Памятник же Голему можно встретить в Познани – «наш знакомый» Давид Чёрный установил его там 20 мая 2010 года.

Недалеко от синагоги на Марианской площади на углу Новой ратуши установлена и скульптура самого раввина Махараля работы Ладислава Шалоуна, 1910 год.

А симметрично ему у другого угла Новой ратуши установлена скульптура ещё одной легенде – Железному человеку с Платнешской улицы. Легенда несколько рознится – то ли рыцарь взял силой некую еврейскую девушку, то ли убил её, итог в результате один - он был превращен в камень и оживает раз в сто лет, и только в "ночь оживания" возможно расколдовать его полностью - если невинная девушка поцелует рыцаря.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОТО 3: Саша и Чёрный рыцарь

 
На этой стороне реки ещё много интересного, но мы всё-таки приближаемся к Влтаве и знаменитому Карлову мосту (всего же в Праге насчитывается 18 мостов). Вход на него со стороны Старого места осуществляется через Староместскую мостовую башню, её высота – 47 метров над уровнем моста. По примете на башне (с обоих её сторон) нужно найти 7 зимородков – птицы-символа Вацлава IV.


Правее башни расположен Костел святого Франциска Ассизского – главный храм Ордена крестоносцев с красной звездой, храм был выстроен в 1685 году. Перед ним в 1851 году был установлен памятник императору Карлу IV Великому, созданный по модели дрезденского скульптора Эрнста Хенеля и отлитый нюрнбергским литейщиком Якобом Даниэлем Бургшмитом.  

Это место носит название Площадь Крестоносцев - она достаточно небольшая и частично расположена на арке старинного Юдитиного моста, предшественника Карлова. Тот мост был назван в честь королевы Ютты Тюрингской, но в 1342 году он был практически полностью разрушен во время наводнения.

За костёлом в самом ближнем к реке здании с 2007 года расположился Музей Карлова моста – помещения для музея предоставил Орден крестоносцев, которому принадлежит данное здание.

 

Первый камень нового моста заложил сам Карл IV, именно поэтому мост и носит теперь это имя. Причём закладка происходила в особенное время, высчитанное астрономами: 1357 года 9 июля в 5.31 утра. В те времена было особое поклонение магическим числам, и, если указанные дату и время записать в один ряд, получится палиндром: 135797531. По такой теории мост, заложенный в это время, должен был простоять века. И нам остаётся констатировать: средневековые звездочёты оказались правы!


Карлов мост действительно шикарный! Вероятно, это самый красивый мост в мире. Когда-то по нему мчались кареты - ведь он являлся фрагментом королевской дороги, сейчас же он исключительно пешеходный. Размеры моста впечатляют – длина 520 метров, ширина – 9,5. Мост украшен 30 статуями, но они не являются оригиналами – созданные из песчаника фигуры в ХХ веке постепенно (начиная с 1905-го и по 1970-е года включительно) были заменены копиями, а оригиналы перенесены в музеи. Шесть статуй хранится в Вышеградских казематах в большом зале Горлице, остальные сохраняются в Лапидариуме Национального музея, который строился специально для этих целей и бережёт от влияния окружающей среды множество подлинных уличных экспонатов. При желании посетить его внимательно изучите информацию – возможно, он работает только с 1 мая по 30 ноября.
Мы же по-прежнему находимся у Карлова моста, и я перечислю все скульптурные группы – итак, мы идём из Старого города в Малу Страну, пишу попарно – кого мы видим слева и кого напротив справа:


Первым со стороны Старого Места мы видим слева Святого Ива;

И сразу же по правую руку от нас - Мадонна с младенцем и святой Бернард. Один из ангелочков перед коленопреклонённым Бернардом держит улей – символ дара красноречия, дабы «его речи были сладкими как мёд». Композиция установлена в 1708 году, автор Матей Вацлав Еккель;


Идём дальше. Слева - святые Маргарита, Варвара, Изабелла-Елизавета (мать Иоанна Крестителя), дающая милостыню нищему, 1707 год, автор Ян Брокоф;

Напротив них – Мадонна, протягивающая чётки святому Доминику и Фома Аквинский, 1707 год, автор Матей Вацлав Еккель;


Далее скульптура «Милосердие» или «Оплакивание Христа» - она изображает деву Марию, Иоанна Богослова и Марию Магдалину, 1859 год, автор Эммануэль Макс;

Композиция перекликается с распятием «Страдания Христа» или «Голгофа» - эта работа появилась на мосту первой, её установили в 1629 году, и она ещё долгое время оставалась в одиночестве;


Продолжаем прогулку! Слева - святой Иосиф, муж Девы Марии, 1854 год, автор Йозеф Макс;

Напротив - святая Анна, мать девы Марии, 1707 год, автор Матей Вацлав Еккель;


Теперь видим слева святого Франциска Ксаверского и индийского принца, готового принять христианство, 1711, автор Фердинанд Максимилиан Брокоф;

Справа - святые Кирилл и Мефодий, по отношению к остальным это «свежая» скульптура, установлена в 1928 году, автор Карл Дворжак;


Следующая пара: классическое изображение бредущего святого Христофора с фигуркой маленького Иисуса на плече, 1857 год, автор Эммануэль Макс;

И святой Ян (Иоанн) Креститель напротив, 1857 год, автор Йозеф Макс;


Святой Франциск Боргийский, 1710 год, автор Фердинанд Максимилиан Брокоф;

Святые Норберт, Вацлав и Зигмунд, 1853 год, автор Йозеф Макс;


Одна из самых красивых скульптурных групп - святая Людмила, покровительница бабушек, учит своего внука маленького святого Вацлава чтению Библии, 1720 год, автор Матиаш Бернард Браун;

И напротив - самая популярная скульптура моста, которая изображает святого Яна Непомуцкого, 1683 год, автор Ян Брокоф. По легенде святой был сброшен с моста по приказу короля Вацлава IV, поскольку отказался выдать ему тайну исповеди его жены королевы Софии Баварской. Казнь состоялась 20 марта 1393 года, а в месте, где тело Яна коснулось воды, возникло свечение из пяти звёзд, символизирующих пять букв слова «tacui» - «молчать», а также пять ран Христа. С тех пор Яна Непомуцкого изображают с пятью звёздами, и он считается практически «Нептуном повелителем воды» – его просят уберечь от наводнений, утоплений и всяческих бедствий, связанных с «жидкой стихией». К подножию же памятника прикреплены две пластины с изображением сцен исповеди королевы и непосредственно казни.
Как и все туристы, мы с Сашей так же задержались у Яна Непомуцкого и постояли в очереди за загадыванием желания.

 

И вод – движемся дальше! Слева - святой Франциск Серафинский (Ассизский) с двумя ангелами;

Справа - святой Антонин Генуэзский (Падуанский) – к нему можно обращаться с просьбой о поиске пропавших вещей! 1707 год, автор Ян Олдрих Майер;

 

Слева - святой Винцент Феррарский, поднимающий мёртвого из могилы и святой Прокопий Сазавский, держащий жезл над дьяволом, 1712 год, автор Фердинанд Максимилиан Брокоф;

Справа - Святой Иуда Фаддей с посохом и библией, 1708 год, автор Ян Олдрих Майер;


Слева - Святой Николай Толентинский с ангелом, 1708 год, автор Ян Бедрих Кёхлз;

Справа - Святой Августин, наступающий на еретические книги, 1708 год, автор Ян Бедрих Кёхлз;


Слева композиция, которая считается самой красивой на мосту – «Видение монахини святой Люитгарды», в котором она целует раны Христа, 1710 год, автор Матиаш Бернард Браунс;

Справа - Святой Каетан Тиенский, защитник от эпидемий, и рядом с ним - чумной столб;


Слева - национальный чешский духовный покровитель святой Адальберт, 1708 год, автор Йозеф Михал Брокоф;

Справа - Святой Филипп Бениций с книгой, лилией и крестом в руках, 1714 год, автор Михал Бернард Мандл;

 

Следующая композиция является самой популярной у туристов (после Яна Непомуцкого, конечно). Это - «Освобождение от турецкой неволи» со святым Яном Маттийским освободителем пленных христиан из мусульманского плена, святым Феликсом Валуазским, протянувшим руку освобождённому пленнику, и святым Иоанном Чешским. А толстый турок стережёт пленников. 1714 год, автор Фердинанд Макс Брокоф; 

Напротив - Святой Вит, покровитель чешских земель. По легенде он был брошен ко львам, но остался невредим – с этими зверями и изображают святого. 1714 год, автор Фердинанд Макс Брокоф;


И, наконец, последняя, пятнадцатая скульптурная пара:

Слева - чешский князь святой Вацлав, вводивший христианство в Чехии, 1714 год, автор Фердинанд Максимилиан Брокоф;

И справа - святые Сальватор (Спаситель), Кузьма и Дамиан.


Как видно, скульптуры были установлены в разное время и авторы у них разные. А за мостом установлена ещё одна фигура - рыцаря Брунцвика с мечом и щитом, на котором изображен герб Старого города. По легенде Брунцвик был сыном чешского князя и отправился в поход, где он завоевал волшебный меч. Этот меч якобы до сих пор лежит в кладке Карлова моста «до трудных времён» - если будет нужно, он поможет выстоять чешскому народу. Марина Цветаева посвятила памятнику стихотворение «Пражский рыцарь».


Вот мы и в МАЛОЙ СТРАНЕ, на левом берегу Влтавы, перед двумя Малостранскими башнями! Интересно, что построены они в разное время – более низкая старее.

 

Но на самом деле мы не дошли до самого-самого конца моста, а спустились чуть раньше - на остров Кампа. Лестница-спуск вместо деревянной предшественницы была здесь построена в 1844 году.


Остров Кампа - искусственно созданный, от «материка» его отделяет речушка-канал Чертовка, прорытый в XII веке. Водяные мельницы стали первыми строениями на Кампе – здесь и сейчас расположено 5 мельниц, но колёса сохранились только у двух. Самая известная мельница - Гранд Приорс, высота колеса которой – 8 метров.  Название же канала связывают с различными легендами, суть которых одна – злая женщина со скверным характером, «чёрт в юбке». То ли она жила неподалёку, то ли приходила стирать на ручей, но вот именно из-за неё речечка и носит такое грозное имя. Если же легенды обойти стороной, считается, что название канала происходит от недалеко расположенного дома «У семи чертей». Весь же этот район называют так же Пражской Венецией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОТО 4: Карлов мост, Малостранские мостовые башни, и "набережная" Чертовки. Чуть дальше на Чертовке стоит Велкопршеровская водяная мельница – она была рабочей до 1936 года!


Одна из достопримечательностей Кампы – парк, разбитый в английском стиле. В нём можно встретить гигантские фигуры ползающих младенцев. Они имеют свою историю, связанную с пражской телевышкой, построенной в 1992 году. В 2000-м (Прага в тот год была объявлена Европейским центром культуры) "антенна" была украшена 3,5 метровыми ползающими младенцами авторства Давида Чёрны. Но вскоре их убрали, опасаясь, что они рухнут вместе с зимним снегом. Неожиданно это вызвало волны протеста, и детей принепили обратно. Чуть позже трое «малышей» были отлиты в бронзе и установлены в парке на острове Кампа. Чем на этот раз Чёрны отличился в «провокации»? У младенцев нет лиц - на них изображено нечто похожее на разъём флэшки или штрих-код. Почему-то именно таким образом скульптор выразил свой протест против абортов.


С «искусством» скульптора мы ещё продолжим знакомиться чуть позже, а пока подойдём к улице Кармелитской. На ней находится костёл Святой Девы Марии Победоносной, в котором хранится удивительная реликвия, привезённая из Испании - восковая фигурка Иисуса, творящая чудеса, называемая Пражский Езулатко.

Некогда испанский крестьянин увидел в видении маленького Иисуса, после чего решил слепить его фигурку. У него всё получилось, а вот лицо он вылепить никак не мог - лишь перед смертью к нему вновь явилось видение, дабы крестьянин смог завершить скульптурку.

Эта статуэтка хранилась в семье Манрико де Ларе. Когда же графиня Максимильяна Мария выходила замуж за чешского дворянина пана Вратислава из Перштейна, она увезла эту реликвию с собой в Чехию, а затем подарила своей дочери Поликсене в 1587 году в качестве свадебного подарка, когда та выходила замуж за аристократа из рода Роженбергов. Позже Поликсена вышла замуж второй раз и вошла в историю как Поликсена из Лобковиц, она собрала великолепную коллекцию живописи и основала «Галерею шести столетий» в купленном ею же замке. Она же передала восковую статуэтку Иисуса в монастырь.

Когда монахини получили фигурку младенца, на нём была лишь распашонка, из-под которой торчали босые ножки – именно поэтому кармелиток во всём мире называют «босыми». А Иисусик теперь уже совсем «не босой» - у него богатый гардероб! Здесь же в храме расположен Музей костюмов, которые были подарены Пражскому Езулатку. Тут собрано более 60 его платьев, самое старое датируется 1735 годом - его преподнесла сама императрица Мария Терезия Габсбургская. Именно после её подарка знаменитые люди, приезжая в Прагу, стали дарить парадные платья Езулатку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОТО 5: Пражский Езулатко – сувенирная статуэтка. Может, и она творит чудеса? Нужно будет спросить у бабушки Наташи – именно ей мы привезли из поездки фигурку Младенца Иисуса


И теперь мы поднимемся выше, взойдём на холм, чтобы познакомиться с ещё одной святыней Праги – Лоретой. 

Лорето – небольшой городок в Италии, расположенный практически на берегу Адриатического моря. Здесь в базилике Санта-Каса (Святого Дома) хранится Святая хижина Пресвятой Богородицы, где Пресвятая Дева получила благую весть от архангела Гавриила. «Хижина» на самом деле - это небольшое кирпичное здание, изначально имевшее три стены и пристроенное к скале, свою богатую внешнюю лепку оно получило значительно позже. Изначально «хижина» находилась в Назарете, но 10 мая 1291 года была перенесена ангелами к далматскому городу Терсат, а ещё через три года – сюда в Лорето. С тех пор многие страны, в которых особо почитают Богородицу, начали строить копии – только в Чехии было возведено около 150 лоретанских часовен.

В 1626 году началось строительство и пражской копии хижины, которую решила создать Катержина Бениньи из рода Лобковиц. Работу выполнял Джованни Орси. Считается, что при строительстве пражского Святого Дома было использовано несколько кирпичей и балок, привезённых из Лорето. Чуть позже, в 1664 году хижина была обложена лепными рельефами, изображающими следующие сцены: северная сторона – «Рождество» и «Обручение Девы Марии»; западная – «Благовещение», «Явление Архангела Гавриила Деве Марие» и «Приход в Вифлеем»; южная – «Рождество Господне» и «Поклонение трёх королей»; восточная – «Успение Девы Марии» и «Перенесение Святой хижины в Далмацию».

Внутри хижины на серебряном алтаре стоит статуэтка Девы Марии из чёрного дерева. По обеим сторонам от хижины расположены два фонтана, созданные в 1740 году - «Вознесение Девы Марии» и «Воскресение Христа».

Со временем вокруг Лореты вырос Костёл Рождества Господня, освяченный 25 марта 1631 года – так постепенно появился комплекс, называемый Пражская Лорета. Каждый час с его колокольни слышится звон песни о Деве Марии «Славим тебя». 
На втором этаже комплекса расположена сокровищница, в которой представлены предметы, подаренные паломниками. Самый ценный подарок среди них - дароносица «Пражское солнце», украшенная 6222 алмазами. Её автор - венский архитектор Фишер фон Эрлах, создавший Шенбрунн. Именно по его дизайну в 1696-1699 венские ювелиры отлили сокровище высотой 89 сантиметров и весом 12 килограмм. Интересно, что алмазы для дароносицы пожертвовала Людмила Ева Фрэнсис Коловратова – она срезала их со своего платья, которое ей подарил на свадьбу третий муж. Портрет этой женщины так же можно увидеть в сокровищнице.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОТО 6: Костёл Рождества Господня, во дворе которого выстроена Лорета-хижина


Есть и ещё кое-что необычное в Лорете – это статуя бородатой женщины святой Старосты. Она является покровительницей девушек, которых стремятся выдать замуж против их воли. Староста являлась дочерью португальского короля, и её собирались выдать замуж за правителя Сицилии. Тогда она принялась молиться, прося любыми способами избавить от замужества. В итоге однажды утром она проснулась… бородатой. Свадьба была отменена, но - девушку распяли на кресте. 

Существует и более прозаичная версия происхождения подобных распятий: некогда Христа изображали в тунике, а когда фигурки стали распространяться по миру, его приняли за женщину.


На Лоретанской площади можно увидеть установленный в 2005 году памятник Эдварду Бенешу – политическому деятелю, Второму президенту Чехословакии.


Рядом с Лоретой расположен Страговский монастырь – его название происходит от слова «стража», поскольку именно здесь когда-то располагалась застава. Основан монастырь в 1140-1143 годах Владиславом II и принадлежит ордену премонстрантов – в монастыре хранятся мощи основателя ордена Святого Норберта. Самым ценным сокровищем монастыря считается библиотека, в которой хранятся книги, датируемые серединой XII века, а также картинная Галерея. Главным храмом монастыря является базилика Вознесения Девы Марии, построенная в 1149 году – конечно же, она перестраивалась множество раз.


И теперь мы идём по улице ГРАДЧАН. Изначально это было место селения подданных Града, а около 1333 года Градчаны получили статус отдельного города и были обнесены стеной. Много позже, в XVII веке, статус и престиж города существенно возросли, и здесь появилось множество красивейших строений – дворцов состоятельных граждан. Ныне в них размещены различные учреждения, посольства и музеи.


Наше внимание привлекает шикарный канделябр – таких «уличных люстр» из фонарей сохранилось всего три: на Лоретанской улице и Градчанской площади восьмирожковые канделябры, на Площади Дражицкого у Карлового моста – с четырьмя ответвлениями. В целом же в качестве аттракциона и создания неповторимой пражской атмосферы с 2002 года в Прагу стало возвращаться газовое освещение, и сейчас вдоль всего Королевского пути и на Карловом мосту дорогу освещают настоящие газовые фонари (впервые они появились в городе в 1847 году). В предрождественский период и другие праздничные дни их зажигает облачённый в плащ и цилиндр фонарщик, в остальное же время ежедневно они управляются автоматикой.


И вот мы у ПРАЖСКОГО ГРАДА. Это – город-крепость-дворец, резиденция всех пражских правителей, основанная ещё во второй половине IX века князьями Пржемысловичами. Здесь и сейчас проживает чешский президент – в Новом дворце в Терезианских крыльях. Считается, что это самый большой существующий замок-крепость в мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОТО 7: Градчанская площадь – вход на Град


Там, где пребывает президент, положено быть и караулу. Но в данном случае часовые больше исполняют декоративную роль. Девочки из нашей группы рядом с ними корчили рожицы и даже как-то умудрялись слегка приобнять «мальчиков». Пока с ними не перефотографировалась вся группа, мы не сдвинулись с места. Бравые солдаты стояли совершенно невозмутимо, но в целом им немного разрешается «свободного поведения»: в наше время почётный караул во многих странах – всего лишь шоу для туристов, и на эту работу в Праге могут вполне нанять пенсионеров и женщин. 

Стража меняется ежечасно, а торжественная смена караула с оркестром происходит в 12 часов. Современную форму «солдаты» получили в 1990 году, и её создал знаменитый чешский художник по костюмам для кино Теодор Пиштек – именно он разрабатывал костюмы для обожаемого мной фильма «Три орешка для Золушки».


Ну вот, наконец, все «поохраняли» чешского президента, и мы проходим в ворота – они открыты с пяти утра и до полуночи. Когда-то на их месте был естественный ров с подъёмным мостом, нынешние же строения и ворота появились во время правления императрицы Священной Римской империи великой Марии Терезии, являвшейся, помимо прочих титулов, и королевой Богемии. Вход этот называют Ворота Титанов, поскольку колонны украшены скульптурами «Битва гигантов», их автор – Игнац Франтишек Платцер. Скульптуры известны с 1769 года, но то, что мы видим – копии. Между колоннами перекинута изящная арка с символами Австрийской империи и Чешского королевства. Рядом на колоннах – Орёл и амуры, так же работы Платцера. 

 

Пражский Град состоит из нескольких главных площадок, называемых «дворами» - считается, что их три, хотя дворов на самом деле больше. И сейчас мы оказались на Первом-Почётном-Парадном дворе пражской крепости-кремля.

В первом дворе мы практически не задерживаемся и проходим во Второй двор. Вход осуществляется через Матиашовы ворота – их строительство было завершено в 1614 году уже при короле Матиаше, сменившего на посту правления страной своего старшего брата Рдольфа II, потому они и носят его имя. Примыкающих зданий в те времена не существовало, поэтому ворота не казались аркой в доме, а были именно грандиозным триумфальным въездом. «Облепил» ворота зданиями венский архитектор Николо Пакасси во время правления Марии Терезии. Выстроили же эти ворота Джованни Марио Филлипи и Винченцо Скамоцци. Какова конкретная роль каждого - сказать не могу, но при упоминании Матиашовых ворот «всплывает» имя то одного, то другого архитектора. Расположены ворота сразу же за главным входом и хорошо просматриваются ещё с Градчанской площади. 


Во втором (или Малом) дворе расположено несколько объектов – фонтан, колодец и часовня.

Барокковый фонтан создан в 1686 году, и представляет собой своеобразную башню: внизу Нептун, Меркурий, Геракл и Вулкан, затем тритоны в чаше, следующий уровень – львы, и уже они удерживают верхушку, которой служит шар. Фонтан называют Леопольдовым, потому что устанавливали его во время правления Леопольда I, а создал фонтан скульптор Иероним Кол. В вечернее время фонтан красиво подсвечивается.

Украшенный ажурной решёткой колодец был создан в XVIII веке и им пользовались до начала XX-го. Его глубина 14 метров! 

Часовня святого Креста построена в 1763 году архитектором Ансельмо Лураго по проекту Николо Пакасси – собственно, весь внешний вид второго двора принадлежит «перу» этого архитектора. Внутри на алтаре установлены скульптуры ангелов, которые, как и гигантов, создал Платцер.


И вот мы на Третьем дворе! Это – «ядро Пражского града», здесь расположены собор и королевский дворец.

Конечно же, самое большое внимание мы уделяем храму – его полное название Кафедральный собор святого Вита, Вацлава и Войтеха, и это самый главный и большой костёл Праги. Здесь проходили коронации чешских правителей, здесь же находятся захоронения некоторых из них – уже «знакомые нам» Карл IV и Рудольф II покоятся именно здесь. Собор же назван в честь святых, которые первыми нашли своё упокоение в храме. Внутри находится и серебряная гробница святого Яна Непомуцкого - на изготовление его саркофага ушло две тонны серебра). Особое почитание вызывает инкрустированная самоцветными камнями капелла святого Вацлава - помимо захоронения покровителя Чехии князя Вацлава здесь хранится и его корона – для неё и других королевских регалий была выстроена отдельная комната-сокровищница, вход в которую осуществляется через капеллу. Корона демонстрируется раз в десять лет.


Строительство храма-гиганта было начато 21 ноября 1344 года, а завершено только в 1929 году. Архитекторы сквозь века сменяли один другого - удивительно, но в итоге удалось добиться единого гармоничного внешнего вида, словно автор один.

Сразу же привлекает внимание гигантская оконная розетта – её диаметр 10 метров. Окно спроектировал Камил Гильберт, который достраивал весь собор. Храм так же знаменит своими витражами на библейские темы, которые создал талантливый «на все руки» мастер-художник-дизайнер Альфонс Муха – декорирование окон осуществлялось на финальной стадии строительства в 1920 году.


Говорят, в «нормальное» время года нужно отстоять гигантскую очередь, чтобы попасть внутрь, но мы проходим и осматриваем убранство собора без проблем – ещё один «плюс» ноябрьского вояжа. Не могу вспомнить, приобретали ли мы входной билет для посещения – сейчас, кажется, бесплатно зайти можно лишь на площадку у входа.


После осмотра интерьеров костёла наша группа собирается у южного фасада собора. Он так же примечателен, а его Золотые ворота долгое время служили главным входом в храм. Мозаика «Последний суд» над арками входа была создана венецианскими мастерами в 1372 году и это одна из самых старых сохранившихся наружных мозаик Европы. Картина разделена на три части - в средней изображён Иисус, в боковых - Дева Мария и святой Иоанн Креститель.
Высота боковой южной башни - 96,5 метра, и в ней подвешен 18-тонный колокол Сигизмунд, отлитый в XVI веке. Башня украшена интересными часами, состоящими из двух циферблатов – один показывает непосредственно часы, второй – минуты. Колокол же располагается между ними. Шпиль башни украшен трёхметровым символом Чехии – львом. На вершину этой башни ведёт лестница из 297 ступеней, можно подняться!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОТО 8: Южный фасад собора: слева вверху двухциферблатные часы, справа внизу - Золотые ворота и мозаика "Страшный суд" над ними

 

А напротив южной стороны храма можно увидеть Новую королевскую резиденцию - действующий президентский дворец. Он построен как расширение старого королевского дворца при правлении Фердинанда в XVI веке. Здешние единообразные фасады, укрывающие постройки разных эпох – так же дело рук Николо Пакасси.


Через пристроенную к собору арку выходим на площадь святого Георгия (по-чешски – святого Иржи) – она считается продолжением Третьего двора. На восточной стороне здесь расположена красная базилика святого Георгия - когда-то именно этот храм являлся главным в Граде и служил королевской усыпальницей. Заложена базилика была Вратиславом I в 920 году.  

«Сзади» базилику обрамляют две башни – их называют Адам (потолще) и Ева (она левее). Костёл не является действующим, а выполняет функции музея. В пристроенной к храму часовне хранятся останки святой Людмилы Чешской.

 

Здесь же на площади можно увидеть и памятник святому Георгию, являющийся одновременно и фонтаном (вода течёт изо рта змея). Скульптура создана в 1373 году и является самой древней не каменной статуей на территории Чехии, её авторы – братья Иржи и Мартин из Клаусенберга. Но – это так же не оригинал, в 1967 году аутентичное изваяние было перенесено в Лапидариум.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОТО 9: Базилика святого Георгия


От базилики начинается улица святого Иржи. А с правой стороны от входа на улицу расположена дворцовая капелла Всех святых, построенная около 1380 года. С течением веков она множество раз перестраивалась и на данный момент примыкает вплотную к Владиславскому залу Старого королевского дворца.


Пройдя практически всю улицу святого Георгия, находим переулок со входом на Золотую улочку. Когда-то на ней проживали алхимики, ювелиры, маги и прочие мошенники, благодаря которым улочка и получила своё название. Хотя первоначальные здешние жильцы были совсем другой профессии – впервые пристроить небольшие домики к крепостной стене разрешили стрельцам Града. Потом здесь поселились ремесленники и мастеровые. А уже во времена правления Рудольфа II пришёл черёд «волшебников и чародеев», пытавшиеся создать эликсир молодости и раскрыть секрет производства золота. Кроме того, Рудольф II был большим любителем искусства и во многих залах замка разместил свои коллекции – только ради неё он расширял дворец, и часть его коллекции (основная часть была разграблена в ходе Тридцатилетней войны) до сих пор хранится в Пражском Граде.

Вход на Золотую улочку платный, в маленьких домиках сосредоточены в основном сувенирные лавки, а на втором этаже в галерее размещён «рыцарский» музей – собраны доспехи, шлемы, дамские платья и прочие предметы средневековья. Здесь можно даже пострелять из арбалета – Саша воспользовался этим аттракционом. Вход в галерею расположен в Белой башне, в ней же размещены и орудия пыток – к счастью, порядком запылившиеся.

После шести вечера вход на улицу бесплатный, но магазинчики к этому времени уже закрыты.

 

Завершается улочка выходом на площадку на краю скалы. Здесь расположена каменная башня Далиборка, которая завершает Град и всю скалу с северо-востока. Когда-то башня служила тюрьмой, она и названа в честь своего пленника рыцаря Далибора из Козоед - вместе со скрипкой в башню ему были переданы инструменты, чтобы перепилить решётку. Звуки скрипки должны были известить соратников, что побег удался, но, увы, счастливый финал в операх бывает крайне редко – а эту легенду Бедржих Сметана прославил именно в одноимённой опере «Далибор», написанной в 1867 году.

Внутри башни так же выставлены орудия пыток – в небольшом количестве, а перед ней при нашем посещении ещё была установлена скульптура «Притча о черепе». Автор Ярослав Рон заявляет, что посвятил свою работу Кафке и его философским размышлениям о смерти. Изготовлено «произведение искусства» было в 1993 году, и уже после нашего визита его перевезли в замок Дитрихштейнов в Микулове. Ради скульптуры, думаю, 250 километров от Праги преодолевать не стоит, а вот сам замок великолепен, и, если Вы путешествуете на машине, включить в маршрут его было бы интересно.


Ещё одна, и последняя, наша остановка в Пражском Граде в небольшом дворике – здесь на тот момент располагался Музей игрушек и занимал два этажа здания. Когда-то в этом же строении находился Дом детей-Дом пионеров, ещё раньше - Управление Кремлём (Градом). Музей игрушек, созданный «киношником» режиссёром Иваном Штейгером в 1989 году (его коллекция началась со сбора всевозможного реквизита для фильмов), так же надолго здесь не задержался - в 2017 году переехал и сейчас расположен недалеко от Староместской площади.


Посреди этого двора установлена статуя «Юность» - бронзовая скульптура юноши, символизирующая молодость, стремление к новым знаниям и свершениям. Впрочем, её автор Милош Зет утверждает, что ни вкладывал в статую вообще никакого смысла. Про установку скульптуры нам рассказали забавную историю – не могу утверждать, насколько она правдива. Её «монтаж» происходил в 1960-х годах, вероятно, во времена правления Антонина Новотного – он так же должен был присутствовать на открытии. От президента можно было ожидать чего угодно – мог и матом послать, поэтому за день-два комиссия собралась на генеральную репетицию. Скульптуру закрыли полотном, в назначенный момент под музыку «занавес открылся». Половые органы мальчика, хоть ещё и не были отполированы женскими руками, но всё же сразу привлекли внимание почётной комиссии. «Что это?», - спросили они, на что автор развёл руками: «Ну… Он же юноша…». В результате цензурой вынесено постановление – отпилить!

И вот торжественный день. Оркестр играет, дети танцуют, все с шариками и цветочками. В условленный момент со скульптуры сдёргивают покрывало, и слышен голос президента: «Что это?». Комиссия и автор хором: «Юноша, подросток, символизирует тягу к знаниям, всему светлому и доброму…», «А где видно, что это юноша? Я не могу понять – мальчик это, или девочка! Где его детородный орган?». В течении следующей ночи мальчику приделывали его член. Так в одну ночь парень лишился своей гордости, но в течении следующей снова обрел. И, вероятно, с тех пор и пошло поверье, что нужно обязательно подержаться за этот многострадальный писюн – уж не знаю, что после этого должно случиться. Признаюсь – может я в жизни что-то потеряла, но за натёртое до золота место не держалась. Подержалась за коленку!

 

И вот покидаем прекрасный Пражский Град и через восточные ворота выходим на смотровую площадку. Панорама! Что может быть прекрасней! Крыши, шпили, река и прозрачный воздух – наверное, так ощущают себя птицы, глядя на нас с высоты полёта…


Всё это время мы находились на довольно высоком утёсе, который вытянулся от самого Петршинского холма. И теперь – наша дорога вниз, по старой замковой лестнице мы спускаемся вновь к Влтаве.

Внизу нас поджидают свидетельства катастрофичного разлива реки в 2002 году - стены с облезшей штукатуркой и табличка на доме с меткой "Вышка воды".


Здесь внизу расположен музей писателя Франца Кафки, но мы не заходим внутрь, а рассматриваем неоднозначный фонтан, установленный в 2004 году во дворе музея. Это «Писающие мужчины», иногда его называют «Piss-Кирпичный завод Франтишека Гергета», поскольку в помещении именно этого завода размещён музей (в хозяйственной и жилой части производственного комплекса, хоть Кафка никогда здесь и не жил). Высота фигур 210 сантиметров, их автор – уже знакомый нам скандальный Давид Чёрны. Произведение победило как лучший абстрактный монумент, и потому установлено здесь.

Как и следует из названия композиции, мужчины писяют. Но не просто так! Их тазобедренные части подвижны, и они выписИвают-выписЫвают слова, причём нецензурные (как в анекдоте – моча шута, а почерк королевы). Сам водоем-бассейн, в котором установлены ребята, по силуэту повторяет карту Чехии - таким образом всей композицией Давид Черны высказал неприязнь к правительству страны. Так нам рассказали на экскурсии, так ли это на самом деле – сказать не могу, поскольку чешского не знаю. В некоторых интернет-заметках встречала информацию, что пишут мужчины цитаты знаменитых жителей Праги, и, если отправить СМС на определённый номер, мальчики могут написать водичкой и ваш текст, правда, не знаю, есть ли в этом смысл. Уж романтичное «Я тебя люблю» точно заказывать не стоит… Словом, разбирайтесь сами, что они на самом деле пишут!


Теперь мы подходим к самой узкой улочке Праги, она называется Винарна Чертовка и её ширина составляет всего лишь 70 сантиметров. На ней даже установлен светофор – такого я точно нигде больше не видела! На ночь улочку закрывают.


«Вот и закончился круг…» - мы снова у Карлового моста. После экскурсии у нас свободное время, и мы с Сашей продолжаем прогулку по набережной – подходим к ещё одному необычному зданию с примечательной архитектурой. Это - Танцующий дом, второе его название - «стакан». В январе 1945 года бомба американской авиации разрушила стоявшее на этом месте здание и 50 лет место пустовало. Инициатором постройки выступил сам президент Вацлав Гавел – когда-то его семья владела соседним домом. Новое строение задумано как танцующая пара – посвящение голливудским танцорам Джинджер и Фреду.


Так же самостоятельно набрели на прекрасный дом, украшенный двенадцатью знаками зодиака. Сейчас в нём расположена Первая чешская взаимная страховая компания, основанная в 1827 году.

 

Музеев в Праге великое множество - на любой вкус, цвет и запрос. Мы посетили один... Музей секс-машин! Не потому, что очень хотели в него попасть - просто слишком нагло он нам попадался по дороге раз пять. Экспозиция представляет собой различные старинные вещи и предметы, ограничения "18+" нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОТО 10: В музее. Без "комментариев экскурсовода" вполне похоже на музей средневековой одежды


С фотографиями из музея у меня произошёл небольшой инцидент. По приезду домой все фото мы сбросили на цифровую фоторамку, которую больше использовали, как часы. И когда к простуженному ребёнку пришла врач, «транслироваться» в слайд-шоу, как назло, начали именно снимки из Секс-музея! Врач зачарованно смотрела, как сменяют фотографии одна другую, а затем произнесла: «Ух ты, малыш, какие тебе забавные часики родители купили…»


В последний день пребывания в Чехии у нас была запланирована экскурсия в замок «Глубока-над-Влтавой», но – увы, подойдя к автобусу мы обнаружили «маленькую проблемку» - боковое стекло водителя разбито, некоторые его вещи исчезли. Это я пишу для понимания криминальной обстановки Праги – как и в любом городе, здесь нужно быть «настороже», не демонстрировать лишний раз пухлый кошелёк с деньгами и карточками, а если путешествуете автомобилем, не оставлять в салоне ничего привлекательного.


И теперь ещё немного «общей» туристической информации о поездке.

Для русскоговорящих туристов несомненным плюсом при посещении Чехии будет знание чехами русского языка – в основном, правда, это относится к более старшему поколению, которое застало его обязательное изучение в школе. Мы с Сашей успели оценить этот «плюс» при покупке различных буклетов – в книжном магазинчике нагребли кучу всякой туристической всячины, на кассе попытались изъясняться на английском, пока старичок нас вежливо не спросил: «Вы точно уверены, что Вам нужен путеводитель по Праге на голландском?». Оказывается, в суете мы даже не обратили внимание, что действительно взяли книгу не с той полки. Спасибо дядечке-кассиру! 


Нужно сказать, возможность выбора всевозможных покупок в Праге очень велика – витрины так и сверкают различным соблазном из богемского стекла. Одна семья из нашей группы даже купила себе здесь люстру!


Мы же, кроме книг и магнитов, практически ничего не покупали. «Практически» - это оговорка для моих гранатовых серёжек. Этот камень обладает множеством удивительных и ценных свойств, о которых нам поведали на пороге ювелирного магазина. Нас же привлекла всего одна «полезная способность» граната, из-за которой мы и отправились за покупкой. Какая – не скажу, испытывать нужно лично – изменится ли что-то в вашей жизни после приобретения этого волшебного камня или нет. Серьги практически не снимаю до сих пор – а ведь прошло уже более десяти лет!


При покупке чего-либо в магазине лучше не просить чеки Tax Free - чехи не любят бюрократическую возню. Вместо этого лучше попросить сделать скидку – сумма действительно будет сброшена с учётом возврата налога. Слово «скидка» произносится «слева», достаточно просто его сказать, и ценник будет пересчитан.


Ужинали мы в ресторане-пивной «У чаши», которую обессмертил Ярослав Гашек, обмолвившись фразой в «Швейке»: «Встретимся в шесть часов вечера после войны в пивной «У Чаши». Сразу оговорюсь - нас сюда привели «организованной толпой». Место хоть и атмосферное, но достаточно дорогое, поэтому не рекламирую, а только упоминаю, что мы здесь были - не могу сказать, что чем-то ну очень-очень впечатлило.


И напоследок – про общественный транспорт. Не удивляйтесь, если услышите: «Позор, дверцята замкнен» - «Позор» на чешском означает «Осторожно!» («Осторожно, двери закрываются»). А непосредственно «билетик» будет звучать «їзданка». Билеты же в Праге продаются на определённое количество времени – мы, например, покупали сорокапятиминутные, в течении этого времени можно делать пересадки и ездить на любом виде транспорта. Продаются они обычно в киоске, а в ночное время их приобретают в уличных автоматах. Одна пара из нашей группы как-то не могла себе купить эти билеты – чуть автомат не разломали, пока им прохожие не указали, что талоны продаются в соседнем, а это автомат по продаже презервативов.


Вот и завершилась поездка в Прагу!

Если честно, записать всё это было очень тяжело, и получилось как-то "не очень" – слишком много всего, о чём хочется рассказать. Ведь описанная мной прогулка – лишь малая часть того, что можно увидеть в Праге.

Просмотрела фотоотчёты и других путешественников об этом прекрасном городе, и обнаружила, что все они какие-то бестолковые. Наверное, это потому, что писать о Праге – занятие безнадёжное и пустое. Прагу нужно видеть и по ней нужно гулять – больше ничего.

И пускай у каждого из Вас сложится Прага!

 

 

P.S. Больше фотографий в разделе «Фото», фотоальбом «Раскрась красками серый ноябрь»

 


P.P.S. Что рекомендую посмотреть:

 

- «Женщины в соблазне», 2010. По большому счёту, фильм не о чём – ведь главная героиня в итоге так и не встретила «героя своего сердца», а именно это подразумевает Happy End. Но - она обрела СЕБЯ! Фильм подарил столько эмоций, что во время его просмотра я плакала...


- «Коля», 1996. Тоже плакала и шморгала носом. В середине и в конце. Просто так. Может быть, простудилась?

 

- «Я обслуживал английского короля», 2006. Фильм о деньгах. Станете ли Вы «своим» среди миллионеров, если заработаете свой собственный миллион? И даст ли Вам это уважение – в первую очередь, к самому себе? И стОят ли они (деньги и миллионы) жизни? 

 

- «Три орешка для Золушки», 1973. Не Прага, но Чехия! Это самый прекрасный фильм-сказка! И хоть замок находится на территории Германии в Морицбурге, дом мачехи снимался в чешском Швигове, а лесные сцены – на склонах Шумавы.  

 

- «Пекарь императора – Император пекарей», 1951. Фильм с бесподобным Яном Верихом в роли чудаковатого императора Рудольфа II, водившего дружбу с алхимиками, магами, астрономами и прочими мошенниками. Его алхимик вместо золота изобрёл прекрасную мастику для натирки паркета, а сам император покупает пятнадцатую копию Моны Лизы в надежде, что одна из них таки подлинник! Юмор, может, и простоват, но в исполнении «золотой коллекции актёров» смотрится изумительно. Если бы ещё поменьше «коммунистической идеологии»... С удовольствием посмотрела бы этот фильм в его односерийной «экспортной» версии. 



Обновлен 02 сен 2018. Создан 31 авг 2018



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником