Путешествия по Украине и не только

 

КОЛОЧАВА, июнь 2014

Музейный комплекс "Старое село"



Описывая отдых в Карпатах в июне 2014 года, сознательно пропустила Колочаву – собиралась посвятить этому месту отдельный рассказ. И вот только теперь осуществляю запланированное. 
Колочава – село достаточно большое: население - более пяти тысяч (некоторые источники указывают все восемь), а по площади - растянулось в ущельях гор на много километров. Но ещё совсем недавно оно не было на слуху у туристов. Коренной переворот в истории села произошёл, когда местный уроженец Станислав Михайлович Аржевитин задумал создать здесь 10 музеев и начал воплощать свои идеи в жизнь.  


Я решила, что все музеи сосредоточены в одном месте. Это почти так – в комплексе «Старое село» расположены четыре основных музея Колочавы. Но остальные разбросаны по селу - ещё на подъезде можно увидеть туристическую карту с расположением объектов. Сейчас она уже немного другая – обновлённая и приукрашенная. Эта же, которую ещё застали мы, составлена была тоже правильно, но зрительно воспринималась тяжело, поэтому мне она ни о чём не сказала - «Старое село» нашли по принципу «язык до Киева доведёт».

 

Итак, мы приехали целенаправленно в скансен «Старое село». Этот музей под открытым небом открылся 14 июня 2007 года – на тот момент его экспозиция составляла всего три хаты. Сейчас же на достаточно просторной территории разбросано около 20 строений, а работа по воссозданию Верховинского села не прекращается и поныне. 


Говоря о музее, нельзя не упомянуть кратко историю самой Колочавы. Село основано в первой половине XV века беглыми крестьянами – здешние края труднодоступны (мне и сейчас казалось, что мы не доедем никогда), в глубоких впадинах меж гор долгое время никто не мог найти беженцев. Это и сформировало дух села и характер всех колочавцев – бунтарство, свобода, непокорство. Первое же письменное упоминание о селе встречается в 1463 году – в документе передачи этих земель феодалами Билкеями своим родственникам Урмезеям.

Власть в Колочаве менялась непрестанно. Основные вехи государственности в этих краях пестрят разными названиями стран: поначалу Колочава подчинялась Австро-Венгрии, с 1919 года входила в состав Чехословацкой республики, с апреля 1939-го по октябрь 1944 года принадлежала Венгерскому государству, ну а затем – «Союз нерушимый республик свободных».

Все страницы истории и все прошедшие через Колочаву национальности нашли своё отражение в музее - здесь можно увидеть живые свидетельства принадлежности Закарпатья всем государственным образованиям.


Напротив входа в музей почему-то установлен врезавшийся в гору грузовик. Что он означает – сказать не могу, возможно, какую-нибудь партизанско-подрывную деятельность УПА. Находится он в такой «позе» постоянно.


У самого же входа в июне 2011 года был установлен памятник опришку (крестьянскому повстанцу) Николе Шугаю – местному легендарному Робину Гуду. Настоящая его фамилия – Сюгай. Родился Николай Петрович в 1898 году, скрывался в горах от призыва в армию, нападал и воровал, то есть был обычным разбойником – видимо, давали знать о себе гены первых колочавских беженцев. Раздавал ли он наворованные деньги беднякам или нет – тот ещё вопрос, а героя-легенду с псевдонимом «Шугай» из него сделал чешский писатель Иван Ольбрахт, который в 1931-1936 годах часто приезжал сюда и подолгу проживал в Колочаве, результатом чего стал роман «Николай Шугай-разбойник» - самая «карпатская» книга о Карпатах. Позже по ней был снят фильм, а возле школы установлен памятник самому писателю.


Купив билеты, рассматриваем карту музея. Сейчас она так же усовершенствована и действительно отражает расположение домов в музее. При нас же она была явно устаревшей – видимо, нарисована ещё при открытии, когда многое было на уровне планов. 


Первым нас встречает Дом бедняка. Это хата, перевезённая с окраины Колочавы, присёлка Горб. Принадлежала Сытар Ивану. Построена в 1856 году из разных пород дерева – смереки, ясеня и осины. В доме земляной пол, дымохода не было - дым выходил через щели в кровле. Покрыта она смерековыми драницами. В таких хатках жили вплоть до начала XX века, и проживать в ней могла семья до 15 человек!

Эту информацию я «списала» с информационной таблички дома – они прикреплены к каждой хате. Очень удобно – можно получить некоторые сведения, не прибегая к помощи экскурсовода.


По плану дальше нужно было двигаться к Дому ткача, но мы не удержались – и свернули к старинному автомобилю! Когда его привезли в музей, он был совсем-совсем ржавым – выглядел гораздо хуже, чем сейчас. За ним - Австро-венгерская жандармская станция. Она построена в начале ХХ века. Дом на самом деле двухэтажный, вернее, с подвалом, в котором расположена камера предварительного заключения. 


Ну и после жандармерии подходим к Дому советского периода, который на самом деле по плану нужно было осматривать последним. Он построен в 60-х годах ХХ века и принадлежал пожарнику Шкрюбе Д.М. На входе висит слоган «Пусть живёт Закарпатье в составе Советской Украины!». А внутри – сплошная ностальгия, моё детство у дедушки в селе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОТО 1: Советский социалистический дом


Дальше мимо пилорамы (непонятная деревянная конструкция) и летней школы (ряд лавок) подходим к Народной церковно-приходской школе. Но больше нас привлекает скульптурная композиция с гусями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОТО 2: Гуси и за ними – здание школы


Поначалу я подумала, что скульптура установлена просто в знак почёта традиционной сельской птицы. Это так, но, кроме того, она открывает в музее уголок, посвящённый еврейской культуре. Запеченный гусь – любимое лакомство этой нации, и в Колочаве этой птицы было настолько много, что они не давали проходу местной детворе – когда-то в селе проживало достаточно много еврейских жителей. Перед еженедельным субботничным праздником Шабат специальный мясник проходил по селу и резал хозяйкам гусей, и потому эта скульптурная композиция называется «Шабатная Гусыня». Она установлена в августе 2010 года, автор – уроженец села, а ныне львовянин скульптор Пётр Фёдорович Штаер. Практически все скульптуры в селе изготовлены им, притом безвозмездно.

И сразу же рядом с гусыней расположен еврейский бар «Корчма у Вольфа», а за ним – еврейский молитвенный дом Бужня.


На очереди – «сауна». «Сельскую баню колочавцы посещали до 40-х годов ХХ века», - так написано на табличке дома, но на самом деле, я думаю, даже больше. Сейчас мало кто помнит, но городские бани существовали едва ли не до восьмидесятых годов – я лично знаю старые киевские, вильнюсские, одесские дома, в которых и сейчас нет ванной комнаты. А в середине ХХ века отсутствие ванной в квартире было нормой, и люди раз в неделю торжественно всей семьёй приходили мыться в баню! Сооружение было построено в 1907 году из смереки, ясеня и берёзы.


Подходим к Дому овчара - из-за рогов, прибитых меж окнами в качестве «декора», вначале подумала, что жил здесь языческий шаман или жрец. Появился этот дом в музее в 2009 году.

Овцы в Карпатах – кормилицы, а профессия чабана - уважаемая и не простая. Весной, когда горы покрываются травой, пастухи с отарой овец уходят на полонины и проводят там полгода - выше в музее представлена и летняя хижина овчара. Пастухи несколько раз в день доят овец и делают из молока сыр.В хате, помимо жилой комнаты и сеней, было и помещение для овец – пастухи жили под одной крышей с питомцами, как, впрочем, и другие небогатые сельчане. Дом построен в XIX веке из смереки, граба, ясеня и перевезён из села Негровец - когда-то оно являлось Верхней Колочавой, а с 1946 года стало самостоятельным населённым пунктом. 


Очередной дом с очередной старинной профессией - Хата шустера, появилась здесь так же в 2009 году. Савик Шустер отношения к дому не имеет, шустерами в этой местности называли мастеров по изготовлению обуви и других кожаных изделий. Ведь традиционные верховинские «туфли» были сделаны из стянутой кожи и назывались «постолы», «моршни», «ходаки». Надевалась такая обувь на шерстяные онучи («портянки» - ткань, которой обматывали ногу). Причём носили постолы и зимой, только слоёв онуч было несколько и самый верхний делали мокрым - влажная портянка моментально на морозе замерзала и дубела, становившись своеобразным сапогом.

Шустер так же изготавливал и черес – широкий кожаный мужской ремень. Собственно, это был не просто ремень, а многофункциональная вещь – в него «встраивался» кошелёк, место для хранения курительных вещей, цеплялся нож и небольшой топорик бартка. Кроме того, черес грел спину и оберегал позвоночник от грыж при тяжёлых физических работах.

Непосредственно этот дом построен в конце XIX века из граба, ясеня, смереки и перенесен сюда так же из Верхней Колочавы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОТО 3: Постолы – национальная гуцульская обувь. Сморщенный с двух сторон «ботинок» не различался на «левый» и «правый» и подходил на обе ноги 


Мимо «бджолярни» (экспозиции улеев) подходим к Дому бондаря - мастерской столяра и бочкаря. Дом построен в 1920 году и принадлежал жителю села Дмитрию Малета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОТО 4: Дом бочкаря


Домик с синими ставнями и дверьми – Дом сабова, к сожалению, был закрыт. Сабов – закройщик и швец «в одном флаконе». Дом построен в 1925 году и действительно принадлежал швейных дел мастеру Даць Дмитрию Васильевичу. Внутри собрана коллекция швейных машинок и ножниц. В музей дом был перевезён в 2009 году.

 

Немного обособленно, практически перед узкоколейкой стоит дом сельского главы, первого человека в селе - Дом бирова. Это уже богатый просторный и светлый дом из больших колод с деревянным полом. А появился он в музее так же в 2009 году.


Вот практически все постройки мы и посмотрели – из всех строений забыли заглянуть разве что в кузнечную мастерскую. И ринулись осматривать фрагмент узкоколейки - железной дороги периода Австро-Венгерской монархии! Она выведена в отдельный музей «Колочавская узкоколейка», но дополнительный билет приобретать не нужно.

Открыта музейная узкоколейка была в 2009 году, а изначально сеть железных дорог в Закарпатье была построена в конце XIX века с целью вывоза вырубленного леса.

Основная «звезда» музея - Паровоз Гр-286. Он был изготовлен в 1951 году на заводе имени Карла Маркса в Германском Бабельсберге. Проработал до 1973 года, вероятно, на Боржавской узкоколейке, а затем стоял в депо в Хмельнике. В 2008 году для него наступила вторая жизнь – он был выкуплен и привезён в Колочаву. Трудно себе представить, как его сюда доставляли – железнодорожного полотна то нет! Не могу сказать и то, в каком состоянии был Гр на момент приобретения – в любом случае повозились с ним немало, и усилиями сотрудников музея он сейчас поддерживается в рабочем состоянии.

К сожалению, длина имеющейся узкоколейки не позволяет устраивать поездки – лишь по большим праздникам паровоз немного «совается» взад-вперёд. В проекте предполагалось строительство железной дороги вокруг музея, но пока что из-за опасностей оползней (территория музея расположена у склона горы) этот вариант невозможен. Существующие же железнодорожные пути и те собирали по крупицам – ведь сейчас уже трудно найти даже небольшие сохранившиеся фрагменты.

Но к услугам желающих прокатиться - настоящая мотодрезина, которой около 70 лет! В дни же фестивалей устраиваются поездки на «Скорой помощи» и БТРе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОТО 5: Паровоз Гр (в Киеве на Детской железной дороге работает аналогичный). В музее имеется и 10 вагонов, причём в пассажирских размещена экспозиция

 

Ещё один музей, расположенный на территории комплекса, но выведенный в отдельные – «Бункер Штаера». В 1949-1957 годах шесть колочавских юношей, не приняв установившуюся советскую власть, ушли в горы. Возглавил их подпольную деятельность Михаил Штаер. Практически десять лет КГБ не могло поймать ребят – настолько труднодоступно было их жильё. Землянка представляла из себя выкопанную комнату размера 2,5 на 1,5 метра - «кубышку». Юноши практически не выходили наружу – еду готовили на буржуйке, дымоходом служила ель с дуплом, воду брали из ручья, другой же ручей служил и канализацией. В «свободное от работы время» подпольщики занимались поэзией. Вход в «нору» был тщательно замаскирован. Замаскирован он и сейчас – на склоне горы в музее выкопан подобный бункер. Но попасть в него можно только с экскурсоводом, поэтому ещё на входе в скансен нужно оговорить этот вопрос.

А «на подходе» к Бункеру Штаера в октябре 2012 года в честь 70-летия основания УПА установлен памятник главнокомандующему Украинской Повстанческой Армией, генералу-хорунжему Роману Иосифовичу Шухевичу. Автор монумента – снова Пётр Штаер, он является и дальним родственником «того самого» Михаила Штаера.  

Ваш герой Шухевич или нет – личное дело каждого. Лично я считаю, что Станислав Аржевитин, установивший Шухевичу памятник, сделал гораздо больше для Украины, чем сам Шухевич. Патриотизм – это не война, не революционная борьба и тем более не расстрел евреев и поляков (который при упоминании Шухевича обычно замалчивается). Настоящий патриотизм – делать собственными возможными силами жизнь односельчан лучше в таких условиях, какие есть, изучать историю края, помнить и воссоздавать местные народные традиции. Не перекраивая страну чужими жизнями молодых ребят. Памятник Шухевичу не все поняли и не все приняли даже из местных. А ребят из группы Штаера мне попросту жалко – не самый лучший выбор тратить жизнь на политику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОТО 6: Роман Шухевич. Где-то в горах за ним прячется Бункер Штаера

 

Последний, четвёртый музей, входящий в комплекс «Старое село» - «Колочавский бокораш», рассказывающий о лесосплаве и профессии плотогона. Но при нашем посещении он был на уровне создания.


Напоследок заходим в кафе «Ольбрахтова пивная». Конечно же, в нём так же история и экспонаты! И здесь мы знакомимся с ещё одним историческим персонажем, на этот раз венгерским – за рабочим столом восседает венгерский государственный эмиссар Эдмунд Эган. Направленный на изучение причин бедственного положения закарпатских крестьян, он глубоко проникся их судьбой и объездил большинство закарпатских сёл. Эгана действительно волновали проблемы подкарпатских русинов, которые при тяжёлом физическом труде практически ничего не могли заработать. Но его деятельность не могла понравиться определённым слоям – помещикам-феодалам, которые как раз и наживались на сельских жителях и опасались революционных вспышек. На Эгана посыпался ряд покушений, и, к сожалению, одно из них оказалось успешным. 20 сентября 1901 года на пути из Ужгорода в село Среднее его карета была обстреляна, а через два дня ещё одним прекрасным человеком на этой планете стало меньше. В Колочаве же Эган успел побывать в 1900 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОТО 7: Эдмунд Эган. Зачем ему одели чёрный парик – не знаю, в нём он больше напоминает графа Дракулу 


Покидаем музей, но не покидаем Колочаву – делаем ещё одну остановку в центре села. Здесь собрано несколько памятников, всего же по селу их насчитывается двадцать!


Первым встречаем обелиск в память о погибших во Второй мировой войне – он называется «Примирение» и был открыт в мае 2009 года. Это не просто памятник, а уникальный единый мемориал погибшим, воевавшим на противоположных фронтах – такого ещё не было нигде. Политика – грязное дело, она не должна касаться простых жителей. Никто не виноват, что сельчан призывали в армию то одной, то другой страны. С одной стороны обелиска на доске выбиты фамилии сельчан, сражавшихся и погибших за Советской Союз, а также в составе Чехословацкого корпуса, на второй – тех, кто был призван в венгерскую армию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОТО 8: «Вечная Слава односельчанам добровольцам, которые погибли в боях за Родину 1941-1945»


Недалеко у автобусной остановки 8 мая 2011 года в День села был открыт Памятник «заробитчанам» – вероятно, у него и сейчас происходят душераздирающие сцены прощания, ведь до сих пор практически всё молодое мужское население Закарпатья уезжает из сёл на заработки в близлежащие страны. И не только в близлежащие – ещё на рубеже XIX-XX веков на работу только в США эмигрировало более двухсот тысяч закарпатцев.

Это действительно реальная и повсеместная проблема края - заработать на содержание семьи здесь возможно только «на выезде». Автор монумента – всё тот же Пётр Штаер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОТО 9: Семья прощается с главой семейства, отправляющемуся на заработки. Скульптуры одеты в наряды начала XX века, и за 100 лет, кроме одежды, в этой ситуации ничего не изменилось 

 

По другую сторону дороги у Сельсовета можно увидеть Чабана. Это – давний памятник, возможно, первый, появившийся в селе. Когда-то в далёком 1937 году в столице Чехословацкой республики Праге проходила выставка овец. Колочава входила тогда в состав этой страны и так же представляла своих животных. По результатам колочавские овцы были признаны одними из лучших, и пастухи привезли домой награду – грамоту Министерства земледелия Чехии за первое место и небольшую скульптурку. Именно она и послужила прообразом памятника, который был установлен здесь в 50-х годах. В 2009 году монумент отреставрировали и зачем-то перекрасили из белого в жёлтый цвет. А мне было бы интересно увидеть маленькую скульптурку и узнать её дальнейшую судьбу!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОТО 10: Чабан. Из-за «золотого» цвета я подумала, что это безвкусный новодел… 

 

И по соседству в сквере расположен Памятник погибшим в период Первой мировой войны 1914-1918 годов - в тот период Колочава находилась под властью Австро-Венгрии. Открыт обелиск был в 2010 году – по традиции, в День села.

 

Последняя наша остановка – у ещё одного музея, гуцульской старинной Церкви святого Духа. Прямо на ней сделана надпись: «Создан храм этот в 1795 году при царе Францишке II мастером Ференцом Текка. Тогда был большой голод». Под «царём Францишком» подразумевается последний император Священной Римской империи Франц II. Храм перестал быть церковью в 1953 году – в нём создали Музей атеизма (первый музей села), при этом иконостас был перенесён в Ужгородский этнографический музей в Шелестовскую церковь. Сейчас храм по-прежнему не является действующим, но, конечно же, экспозиции атеизма в нём давно нет. 


Итого я упомянула пять музеев села. Оставшиеся пять: небольшой Музей воинов-интернационалистов под Боевой Разведывательно-Дозорной Машиной, открыт опять же в День села 2 мая 2010 года; «Советская школа» с соответствующей социалистической атмосферой, открыта в 2005 году; «Чешская школа» эпохи чешской власти 1930-х годов, открыта в 2009 году; ДОТы венгерской линии обороны «Арпада» (они не являются аутентичными, оригиналы расположены на горных склонах выше); и открытый в 1981 году Музей писателя Ивана Ольбрахта, настоящее имя которого – Камил Земан. Ищите их по карте, но не забудьте перезвонить в экскурсионную службу ((067 или 093) 2380985) – эти музеи работают в любое время, но по предварительной заявке.


Село произвело мощное впечатление – за один день всего не пересмотреть. И всё это – «во глубине Сибирских руд» - в самом сердце Карпат, за горами – за лесами, где порой кажется, что жизнь вообще невозможна… Сюда нужно приезжать на полный отпуск, чтобы постепенно знакомиться с богатой историей села и вкусить все его «привади» - прелести-привлекательности. Ведь у Колочавы есть и маленькая тайна, неведомая туристам круглый год, кроме начала апреля – ранней весной здесь зацветает своя собственная фиолетовая Долина шафранов-крокусов! 


А мы окончательно покидаем Колочаву. Поднимаемся на перевал, и в очередной раз с вершины любуемся величием гор, красотой смерек и синевой неба…



Создан 28 июл 2018



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником