Путешествия по Украине и не только

 

Кёльн – город сказок для взрослых, май 2006

Кёльн



Когда-то, уже давным-давно, мы побывали в большой туристической поездке по северу Европы. Берлин, Амстердам, Брюссель, Париж, Люксембург и другие города – только от одни этих названий кружится голова и становится сладко на душе, вся поездка была как сон – неужели и я здесь? Описать красоту и объём всего увиденного до сих казалось невозможным - больше десяти лет я «переваривала» впечатления, «раскладывала по полочкам» информацию, «устаканивала» эмоции и вот наконец решилась и «взялась за перо». И первым из этой всей поездки мне почему-то хочется вспомнить финальный экскурсионный город Кёльн. Наверное, потому что это был для меня полный сюрприз – ведь практически все города из нашего тура «в рекламе не нуждаются», а вот о Кёльне мы были не очень наслышаны. И для меня оказалось шоком, какой это огромный город (четвёртый в Германии по населению и третий по площади), красивый город, древний город (датой его основания считается 38 год ДО нашей эры)!


В Кёльне мы пробыли совсем недолго, пару часов – в таких поездках всё бегом-бегом. И из всего великолепия увидели лишь очень малую часть. Но - очень большую! В смысле, что увидели очень значимую достопримечательность, ещё и гигантскую по своим размерам. Основную, из-за чего стремятся сюда туристы и паломники всего мира - Кёльнский Собор Пресвятой Богородицы и Святого Петра. Домский собор! 


Когда-то на этом месте стоял другой храм, в разы меньше. Но в 1164 году из Милана сюда были перевезены мощи Трёх волхвов – Трёх Королей (Мельхиора, Каспара и Бальтазара), принёсших первыми новорожденному Иисусу свои дары. К храму потекли паломники со всего мира, и старый собор вместить их уже не мог. Тогда в 1248 году было начато строительство этого огромного храма. Строительство велось более 600 лет – срок небывалый! Причина затяжек – отсутствие средств на строительство такой махины, а кроме того, менялась мода на архитектуру, и какое-то время готический «пламенеющий» и «устрашающий» храм был никому неинтересен.К счастью, возведение храма не забросили окончательно, не разобрали на кирпичи, а торжественно завершили 15 октября 1880 года!
Впрочем, окончание строительства весьма условно – на самом деле его до сих пор достраивают и ремонтируют. Ведь собор настолько грандиозен и прекрасен, что про него сложили легенду – якобы архитектору Герхарду фон Риле, проектировавшему божий храм, помогал в этом сам дьявол! Когда фантазия автора проекта иссякла, лукавый объявился и предложил в обмен на душу чертежи невиданного доселе по красоте строения. Обмен должен был состояться с первым криком петухов. Но верная жена архитектора спасла творца – ранним утром прокукарекала сама. Архитектор успел получить чертежи и схемы, а вот свою драгоценную душу не отдал – настоящий петух то не кукарекал. В итоге дьявол психанул и выдал очередное проклятье: как только собор будет достроен, он тут же рухнет, а вместе с ним и весь Кёльн (по некоторым версиям – и целый мир тоже). Говорят, поэтому собор то тут, то там, хронически и постоянно укрыт строительными лесами.

 

Конечно же, легенда – это просто легенда. На самом деле такое огромное старинное строение действительно требует постоянного ухода и ремонта. На содержание храма ежегодно тратится около 10 миллионов евро! Добавляют работу туристы - ночью они взбираются на фасад и окалывают куски камня «на память»! В какой-то мере этих «дятлов» можно понять – храм украшают уникальные скульптуры. Говорят, их количество превышает 1200! Среди них всяческие готические страшилки: забавные и совсем не страшные горгульи и химеры – думаю, за ними как раз и идёт наибольшая охота.

 

После завершения строительства здание стало самым большим в мире (правда, всего на четыре года). Собор воистину огромен - высота его башен чуть более 157 метров, длина храма составляет 144 метра, ширина – 86. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОТО 1: Кёльнский собор – на этом фото можно увидеть, насколько он огромен: люди у входа кажутся крошечными, а собор по-прежнему не влезает в кадр!

 

Мы – туристы приличные, собор не ломали, лишь побродили вокруг. Внутрь заходили, но, ограниченные по времени, очень ненадолго. А зря – там можно провести целый день, храм полон настоящих сокровищ и древних историй. Здесь по-прежнему хранятся мощи Трёх Королей – в трёх деревянных саркофагах, обшитых пластинами золота и украшенных более чем тысячью драгоценных камней и жемчугов. Эту раку изготавливали десять лет! К особо ценным реликвиям храма относят Миланскую мадонну, вырезанную из дерева в 1290 году, распятие Геро высотой 2 метра, великолепный триптих Стефана Лохнера «Поклонение волхвов». Алтарь храма изготовлен из цельного мраморного монолита. Но это далеко не полный список! Здесь можно часами ходить, смотреть и слушать-слушать-слушать – каждый уголок, любое украшение храма, все изваяния хранят свою тайну и легенду. Например, скульптуры святого Христофора и святой Урсулы – это уже отдельные истории.

 

Храм обладает 11 колоколами – восемь из них укреплено в Южной башне, ещё три - в Центральной. Самый большой колокол называется «Петер», его вес - 24 тонны, и он отлит в 1923 году из пушек французской армии. Второй по величине – колокол «Претиоза», что означает «Изысканная», его вес 11 тонн, отлит в 1448 году. Третье место делят сразу два колокола «Специоза» и «Колокол трех царей». Представляю, вернее НЕ представляю, какой стоит перезвон, когда «работают» все колокола! Наверное, их слышно и в пригороде Кёльна!

 

На одну из башен можно подняться – говорят, оттуда открываются потрясающие виды. Правда, придётся потрудиться – преодолеть 509 ступеней. Неподготовленным лучше не рисковать – крепатура замучает гарантированно! Сами же башни при определённом ракурсе издали образуют букву «М», и именно в таком виде они стали логотипом всего города и сувениров.

 

Во время Второй мировой войны Кёльн очень пострадал от бомбардировок англо-американской авиации – практически весь центр города был разрушен. Но Собор был практически не задет – говорят, среди лётчиков существовала негласная договорённость не бомбить храм, поскольку он служил прекрасным ориентиром с высоты. В ДОМ всё-таки попало 3 бомбы, но храм они практически не разрушили, и он является оригиналом. Отреставрирован полностью Собор был уже к 1956 году. А вот витражи восстановили совсем недавно – только в 2007 году, через год после нашего посещения Кёльна. Частично мы их уже смогли увидеть - некоторые из стрельчатых окон были заполнены ими. В работе использовали более одиннадцати с половиной тысяч составных разноцветных стеклянных элементов!


Осмотр Собора производит двоякое впечатление. Храм очень впечатляет своими размерами, его можно отнести к Чудесам света по всем параметрам, но я не являюсь поклонницей гигантизма. Строение тяжело охватить единым взглядом, сложно рассмотреть все детали и архитектурные замыслы, я уже не говорю про то, что сфотографировать его полностью невозможно. Вот только что и ахаешь от огромных размеров! Безусловно, его нужно увидеть, он стоит того, это храм святынь. Но лично я в присутствии такого монстра растерялась. Кроме того, Собор расположен на большой площади, такой же огромной, как и он сам. На ней практически нет деревьев. Наверное, пустая площадь должна подчеркнуть величие храма, но как же ж на ней жарко! И это при том, что сейчас на дворе всего лишь май, а вот июльским туристам вовсе не позавидуешь.

 

Но пора оглянуться, и рассмотреть «окружение» храма. Практически у Центрального входа расположен любопытный памятник – издали его можно принять за гигантский кактус или дерево с голубями. Ни то, ни другое! Это копия флерона Южной башни собора, изготовленная в размере один к одному! Да-да – именно такая штуковина (крестоцвет) украшает макушку башни! Глядя на саму башню и не скажешь, что на ней держится такая огромная бандура – снизу эта декоративная деталь кажется вовсе небольшой. Реальные же размеры – 9,5 метров в высоту и 4,6 у основания. Установлена она на площади в 1991 году, для её изготовления была проведена детальная аэросъёмка. Изготовлен «шпиль» из гипсобетона, поэтому макет намного легче оригинала – на храме они выполнены из натурального камня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОТО 2: Это не памятник дереву – это копия флерона

 

Недалеко от флерона можно обнаружить необычный фонтанчик – он практически плоский, спиральная лента несколько утоплена по сравнению с уровнем площади. Он был установлен в 1953 году и его сразу же облюбовали голуби – поэтому он так и называется, Голубиный фонтан (Таубен бруннен). Скульптор – знаменитый Эвальд Матаре, он так же изготавливал бронзовые ворота для южного портала Собора. Ещё одну его работу мы увидим чуть позже, возле Ратуши.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОТО 3: Голубиный фонтан Эвальда Матаре    

 

С правой стороны собора находится уже настоящий фонтан – но просто фонтан, квадратный, с мозаичным дном. Он настолько простоват, что его можно было бы отнести к эпохе «социалистического примитивизма» 60-70-х годов (хоть Кёльн никогда и не был социалистическим). Но нет, этот фонтан построен аж в 1873 году! А называют его по месту расположения – Домский, или Домфонтан. По причине жары фонтан облюбовали бродячие собаки и вовсю плещутся в нём!

 

Уже после нашего визита в Кёльн на этой площади был восстановлен ещё один фонтан - Петрус бруннен, Колодец святого Петра, который из-за частого отсутствия воды в нём в шутку прозвали «Сухой Пётр». Этот старинный фонтан впервые появился у храма в мае 1870 года, его создание профинансировала императрица Августа. Архитектор – Рихард Войгтел, скульптор, ваявший статую Петра - Питер Фукс. В связи с послевоенной реставрацией площади осенью 1969 года фонтан был перемещён на иное от первоначального место, а в 1999 году и вовсе демонтирован для реставрации. Торжественно вернулся сюда он только 3 июля 2010 года.

 

Как и положено в историческом центре, здесь есть артисты из серии «любая фигура на месте замри» - стоит бросить застывшей живой скульптуре монетку, как она исполнит какое-нибудь незамысловатое «па» или разрешит сфотографироваться с собой в обнимку.

 

Ещё один фонтан недалеко от Собора – гигантский сказочный «Фонтан гномов», известный так же как «Любопытная женщина» (Хайнцельменхенн). Он создан в конце XIX века скульпторами отцом и сыном Эдмундом и Генрихом Ренард в честь столетнего юбилея со дня рождения немецкого поэта Августа Копиша – сюжет одного из стихотворений поэта послужил темой для скульптур фонтана (на памятнике даже выбиты некоторые строки). А рассказывается в произведении история о том, как гномы-домовые по ночам помогали выполнять жителям города всю их домашнюю работу. Но однажды одна из женщин захотела увидеть малышей и рассыпала на ступенях лестницы, ведущей в подвал, горох. Ночью гномы с грохотом свалились, в этот момент хозяйка с фонарем появилась и рассмотрела их – именно в этой позе и застыли все участники композиции. После этого происшествия гномы обиделись и ушли из города, и бедным кёльнцам теперь приходится всё делать самим.


А мы продолжим двигаться «в правую» от собора сторону – именно тут расположен Старый город и основные достопримечательности Кёльна. И, пока идём, пора узнать немного истории самого города. Некогда Кёльн назывался очень непривычно для нашего слуха «Оппидум Убиорум» – так его назвал в честь местного племени «Убии» основатель города римский полководец Марк Випсаний Агриппа. Собственно, это был ещё не совсем город, а укреплённый военный лагерь. Его дочь Агриппина Старшая вышла замуж за Германика (племянника императора Октавиана Августа), и родила шестеро детей. Среди них были Гай Юлий Цезарь Август Германик, больше известный как Калигула, и девочка, родившаяся в 15 году нашей эры - Агриппина младшая. Именно её, Агриппину младшую, традиционно считают основательницей города. Поначалу императором стал Калигула, после же его убийства эту должность занял родной дядя «деток» Клавдий, и за него вскоре вышла замуж Агриппина младшая. Став императрицей, она не забыла о своём родном городе и уговорила мужа дать Оппидуму статус Колонии – так он стал называться «Колония Клавдия и Алтарь агриппинцев», что позже сократилось до «Колония Агриппины», а к средневековью осталось лишь слово «Колония» – Cologne, как и называется Кёльн и поныне.


Как я уже говорила, Кёльн очень пострадал во время Второй мировой, было разрушено 90-95% городских зданий. А затем кропотливо восстановлены! Для меня явилось открытием – как же сильно была разрушена вся Европа, и с какой любовью были восстановлены города. Почему-то до Кёльна я считала, что скурпулёзным восстановлением занимались только поляки. Оказывается, не только они!


Итак, в первую очередь нас ведут к Ратуше – сердцу любого города. По дороге мы встречаем очередную легенду Кёльна - памятник-фонтан генералу Иоганну фон Верту. Он был установлен в 1884 году, скульптор Вильгельм Альберманн, высота 11 метров и изготовлен он из песчаника. Кёльнцы особо почитают этого генерала, хоть он никогда и не жил в Кёльне, и даже сложили про него собственную сказку. Якобы в юности он был простоватым бедняком-пребедняком, но при этом влюблённым в первую красавицу города Грету. Конечно же, Грета оказалась гордячкой и не ответила юноше взаимностью. Молодой человек покинул город, подался в солдаты и сделал блестящую военную карьеру, пройдя путь от рядового до генерала. Будучи уже влиятельным человеком, он побывал в этих краях и повстречал Грету – постаревшую и потускневшую, торгующую на площади овощами. Далее существует несколько вариантов их мудрого диалога. Один из них: «Ах, Грета, если бы ты поехала со мной и вышла за меня замуж, ты сейчас жила бы в достатке!», «Ах, Ян, если бы я вышла за тебя замуж, ты сейчас бы стоял рядом со мной и торговал яблоками!». Ещё один вариант: «Что же ты наделала…» - «Да кабы знать!». На фонтане, помимо самого генерала, изображена и Грета, а так же момент их встречи на Рыночной площади.

 

К сожалению, много чего в этом очерке проиллюстрировать фотографиями не могу – в Кёльне я совсем отключилась от фотографирования, и просто наслаждалась прогулкой.

 

И теперь мы подходим к Ратуше. Нужно сказать, что, как и Собор, полностью сфотографировать её достаточно проблематично.

Местная Ратуша, как и сам город, такая же древняя - самая старая из сохранившихся частей датируется 1330 годом. Конечно же, «мэрия» не раз достраивалась и перестраивалась – например, башня высотой 61 метр была пристроена в 1407-1414 годах. Она украшена аж 124-мя скульптурами – здесь императоры, короли, папы римские, знаменитые жители Кёльна нескольких столетий, святые и покровители города. Казалось бы, всё прекрасно – кёльнцы чтут своих знаменитых кёльнцев. Ан нет! Стоят эти фигуры на так называемых «консолях пороков»! Для чего нужно было устанавливать скульптуры именитых людей и святых на памятники человеческим грехам – до сих пор непонятно даже местным краеведам. Например, четыре скульптуры (сохранились из них две) – каллендрессеры, или попросту какающие фигуры. К чему это, спрашивается? А основатель Кёльнского собора архиепископ Конрад фон Гохштаден и вовсе оказался на фигуре человека, удовлетворяющего самого себя. Причём ранее эту фигуру причисляли тоже к «какающей», но с наступлением эры цифровой фотографии, когда с помощью мощных объективов стало модно делать макросъёмку различных деталей архитектуры и выкладывать в интернете, стало возможным рассмотреть ЭТО в деталях. Таким образом в 2012 году архиепископ, проживавший в Кёльне в 1200-х годах, оказался в центре порноскандала. Вряд ли бы это ему понравилось!

А юморные кёльнцы тут же выдумали очередную легенду о том, что строителям попросту недоплатили и они оставили о себе такую вот «неприличную» память.

Фотографии, естественно, нет – как я уже говорила, вообще в Кёльне снимала мало. Но если бы и была, я бы фото не выставила – как-то выглядит скульптура ну совсем уж неподобающе.


Нужно сказать, все статуи на башне – копии копий, оригиналы, вырезанные из песчаника, за столетия попросту выветрились. Их обновили в 1800 году, но они вновь были разрушены – на этот раз пострадали во время войны. Новые существующие и поныне были установлены в период с 1988 по 1995 годы. А ещё в 1958 году на башне были установлены 45 бронзовых колоколов, 4 раза в день они исполняют мелодию – одну из запрограммированных, а всего их предусмотрено 24. Выбор большой, поэтому даже если Вы уже слушали ратушную музыку, приходите ещё – звучание очень приятное, проверяла! 

Шикарный парадный вход в здание выполнен в барочном стиле - он был пристроен по проекту Вильгельма Вернуккена в 1569-1573 годах. Ширина входа – 15 метров! Во время Второй мировой войны здание очень пострадало, этот вход так же был разрушен. К счастью, позже всё восстановили.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОТО 4: Барочный парадный вход – восстановлен после разрушений Второй мировой войны


С обратной от парадного входа стороны ратуши можно найти забавные часы с прикреплённым ниже бородатым лицом. Когда часы отбивают время, мужик высовывает язык – это так называемое «Лицо Ратхауса» (Platzjabbeck). Легенда связывает появление этого лица с неугомонным завоевателем королём и императором Карлом Великим и его сыновьями, но какой-то более-менее внятной версии мне услышать не удалось. То ли сыновья при отце боялись и рта раскрыть, то ли Карл вложил им в открытые рты по куску яблока с завещанием – рассказать мне нечего. Скажу только, что оригинальная голова была уничтожена во время войны, нынешняя – это обновлённый вариант.

 

Напротив же «бородато-языкатых» часов – снова знаменитое здание. Оно современное, его построил в 1956 году ещё один известный кёльнец - архитектор Юпп Энгельс (1909-1991). Дом настолько удачно вписался в окружающую действительность, что в 1986 году был объявлен национальным памятником, сам же Энгельс удостоен архитектурной премии. А свою известность здание приобрело благодаря скульптуре, прикреплённой к нему – это тоже какающий Каллендрессер! Скульптура современная, её создал Эвальд Вильгельм Губерт Матаре (Голубиный фонтан на площади – его же) по заказу владельца дома, как копия существующих фигур на Ратуше. Вот такая загадочная любимая тема в Кёльне - почти, как Писающий мальчик в Брюсселе или Серун на Рождество в Барселоне.

Появился Каллендрессер на доме в период с 1956 по 1963 годы – точнее уже никто и не вспомнит. И тут же оброс массой легенд о своём появлении! Первая – скульптуру установили в ответ злобному дядьке с языком под часами. Вторая – так жители Кёльна выразили своё отношение к правительству города. Третья - увековечивание средневековья, ведь именно попой в окно справляли в те времена нужду по ночам, когда не хотелось далеко уходить от тёплой постели. Четвёртая – когда-то в этом доме на верхнем этаже жил поэт (в некоторых вариантах кутюрье), ниже - музыкант, который без конца играл на трубе, высунувшись в окно. В один прекрасный момент поэтакутюрье это достало, и он справил свою нужду прямо на трубача. Пятая – кровельщик, перекрывавший крышу, справлял свою нужду в водосточную трубу, поскольку ему было лень спускаться вниз.


В итоге кёльнцы шутят: прогулка вокруг Ратуши разрешена только лицам 18+ - Каллендрессер, бородач с языком, скульптуры пороков на Ратуше – малолетним тут не место!


Но вернёмся к серому современному дому Юппа Энгельса. При его постройке были найдены камни мостовой и различных строений ещё римского периода. Просто так архитектор их выбросить не мог – и из них соорудили Колонну, возле его же дома. Чем эта колонна только не является! В неё вложили столько смысла, что экскурсии простаивают тут чуть ли не час. Она сама по себе уже - памятник камням римской эпохи, но помимо этого со всех сторон налеплены таблички «со смыслом». На одной отмечен максимальный уровень воды в период наводнений - наивысшие 50 метров над уровнем моря, которые наблюдались 28 февраля 1784 года. Следующая надпись сообщает, что согласно расчётам, сделанным в институте космических исследований в Бохуме, колонна напрямую связана с космосом – от неё ровно 389994 километра и 100 метров до той точки на Луне, куда ступила нога американского астронавта Нила Армстронга 21 июля 1969 года! Третья сторона сообщает буквально следующее: «На этом месте находился некогда Остров Святого Мартина, со всех сторон окружённый водами Рейна. Но уже до 1000 года этот остров был соединён с левым берегом Рейна, когда дамбой была перегорожена римская гавань. На этом острове римские легионеры встречались с белокурыми девами племени убиев, так и появился древний род Шмитц.»  То есть колонна ко всем своим свойствам вдобавок прославляет и поясняет образование самой популярной фамилии в Кёльне – Шмитц, и даже называется она Колонна Шмитцзойле. Как на меня, эта информация ну совсем уж притянута за уши. На четвертой надписи указано что создана колонна в 1962 году, но эта информация больше сбивает с толку, ведь на какой-то из сторон указан и 1965 год, а астронавт на Луну высадился в 1969-м. Скорее всего, колонна таки была создана в 1962 году, а позже на неё довинчивали таблички.


Кроме колонны и примечательного дома Юппа Энгельса Кёльн обязан архитектору ещё одним памятником - героям местного фольклора и анекдотов Тюннесу и Шелю, аналогу украинских Тарапуньки и Штепселя. Правда, наши герои – игра талантливых актёров, здесь же толстый простодушный Тюннес и высокий тощий хитроватый Шель – выдумка, плод фантазии владельца кукольного театра Йоханна Кристофа Винтера. Считается, что кёльнцам присущ характер обоих героев. По-другому памятник ещё называют «Двое из ларца».

С памятником связан очередной и даже сложный «ритуал приворота счастья» - нужно встать левой ногой на ботинок худого, левой рукой взять его же за руку, правой ногой встать на ногу толстого и правой рукой взять его за нос. Теперь Вы полностью готовы загадывать желание! А изваял этих комиков скульптор Вольфганг Рейтер.


Продолжаем экскурсию – пока что мы топчемся практически на одном месте, а уже успели увидеть так много интересного. И теперь подходим к ещё одному месту, которым особенно гордится Кёльн – это бывшая фабрика итальянца Йоганн Мария Фарина. Ведь именно здесь был изобретён первый в мире одеколон! В 1709 году Фарина основал первую в мире парфюмерную фабрику и созданное им творение из цветочных ароматов получило название «Вода из Кёльна» - «Еau de Cologne», «Одеколон». Со временем цветочными духами начинает пользоваться высший свет всей Европы, в том числе и монархи.Сейчас в здании, где жил Фарина и работала мануфактура, действует Музей духОв. Попасть в него можно только с экскурсоводом, поэтому записываться нужно заранее на официальном сайте. У нас же на такую роскошь нет времени, поэтому просто проходим во дворик здания, где разбит прекрасный сквер. Здесь установлен памятник-фонтан всем знаменитым женщинам, когда-либо жившим в Кёльне – в скульптурах можно проследить всю историю города от Агриппины и до наших дней. Фонтан женщин создала для города скульптор Аннелиз Лангенбах, он был установлен в 1987 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОТО 5: Памятник женщинам, которые жили в Кельне и оставили свой след в его истории


Покидаем сквер и оказываемся на небольшой площади имени Юппа Шмитца. Здесь установлен памятник ему же - поэту и пианисту Юппу Шмитцу. Он прожил в Кёльне более 80 лет и стал знаменитым в первую очередь благодаря весёлому исполнению карнавальных шлягеров. Памятник получился ему под стать - весёлый и забавный. «Шансонье» изображён в карнавальном колпаке, вокруг рояля разбросаны тексты песен, подпевает музыканту кот, и даже ангелочек примостился на музыкальном инструменте и умилённо слушает песню, отбивая такт пухлой ножкой! Памятник установлен в 1994 году, скульптор - Олаф Хонэн.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОТО 6: Игра в четыре руки - Саша подыгрывает самому Юппу Шмитцу!

 

Продолжаем прогулку, и по пути восторгаюсь глициниями. Какие же они красивые! И «вкусные», с безумным ароматом – в переводе с греческого «глициния» означает «сладкая». Как жаль, что они теплолюбивые и на нашей даче расти не смогут, замёрзнут зимой – растения предпочитают влажные субтропики, влагу и жару. В живой природе они произрастают в диких лесах Китая, а искусственным образом хорошо акклиматизировались на юге Америки и в Японии. В Японии насаждены целые парки этих лиан и ежегодно устраиваются фестивали любования глицинией – самый популярный из них парк Асикага. Правильное же название этих вьющихся растений – Вистерия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОТО 7: Глициния в Кёльне – везёт же людям, у них она растёт!


И вот мы на площади Фишмаркт - Рыбный рынок. Именно она мне запала в сердце больше всего, именно сюда я стремилась попасть, направляясь в Кёльн, именно из-за неё мне захотелось описать Кёльн первым из всего нашего путешествия!

Может в ней ничего особенного и нет, но вот понравилась она мне очень! В первую очередь пятью разноцветными домиками. Каких эпитетов к ним только не подберёшь – кукольные, пряничные, игрушечные. Как и практически всё в городе, они были разрушены во время войны, меньше всего пострадал, кажется, розовый домик.

Площадь украшает небольшой фонтан «Торговки рыбой». Он был установлен в 1980-х годах, скульптор - Райнер Вольк. А вокруг можно найти множество мелких деталей (вывесок, дверных ручек), подтверждающих «рыбное прошлое» Кёльна. 

Мы усаживаемся перекусить в одной из многочисленных забегаловок на площади – выпить пиво (знаменитый «Кёльш»!), и закусить, конечно же, рыбой! 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОТО 8: Пряничные домики и торговки рыбой

 
Завершает несравненную панораму площади прекрасный Собор святого Мартина – он возвышается над моими разноцветными домами. Его строительство велось в 1150-1220 годы, после чего он не раз разрушался и перестраивался, самые же сильные свои повреждения храм получил во время последней войны. Он был настолько разрушен, что долгое время немцы даже сомневались, стоит ли его восстанавливать. К счастью, работы всё-таки начались - в 1948 году. А открыли храм после реставрации аж 13 января 1985 года!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОТО 9: Большой Святой Мартин


С площади открывается прекрасный вид на самую главную реку Германии - Рейн. И у нас есть время немного прогуляться по набережной. Недалеко расположена пристань, откуда отправляются прогулочные кораблики. А ещё прекрасно виден железнодорожный мост Гогенцоллернов – с противоположного берега снимают самый «классический» вид Кёльна: мост на фоне Домского собора. Назван мост в честь династии, правившей в Бранденбурге с XV века. С обеих сторон моста установлены памятники последним четырём правителям династии: Фридриху Вильгельму IV, Вильгельму I, Фридриху III, Вильгельму II. А самый первый мост в Кёльне через Рейн был построен в 310 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОТО 10: Рейн и мост Гогенцоллернов

 
После прогулки по набережной нам пора возвращаться к Кёльнскому собору – где-то там нас будет поджидать автобус. Возвращаясь, в одном из переулков находим на стене барельеф с изображением сцены Кёльнского карнавала. А напротив Музея духОв мы видели Карнавальный фонтан Фастнахтбруннен. Тематика карнавала тут очень популярна, ведь Кёльн, как Рио-де-Жанейро и Венеция, знаменит именно этим зажигательным действом. Неделя празднеств здесь даже называется «пятое время года», и отрываются скучные немцы в это время не по-детски. Начинается карнавал за неделю до Великого поста, по аналогии с нашей масленицей. Открывается праздничная неделя обязательно в четверг, в 11 часов и 11 минут. Этот день особенный, его называют Бабий четверг - именно женщины хозяйничают сегодня в городе. Они берут в руки ножницы и срезают галстуки у мужчин! Зазевавшийся и вследствие этого утративший свой галстук мужчина обязан исполнить любое пожелание «обезгалстучившей» его женщины. Пожелания женщин, собственно, традиционны – «облюбованный» мужчина приглашается в ближайший пивной паб «пить мировую», а дальше – как карта ляжет. Чаще всего заканчивается так же традиционно, потому что по-другому четверг называют ещё Днём Распутниц. А кёльнские мужчины, дабы не лишиться любимого галстука, выдумали надевать бумажные. Бронзовый Карнавальный фонтан изображает четыре танцующие пары именно в этот день, Женский четверг. Он был установлен в 1913 году, скульптор - Георг Грасеггер, высота фонтана - 3,85 метра. Когда-то вершину украшал двуглавый орел, но в ходе послевоенной реставрации его заменили на ангела. На фонтане есть цитата из стихотворения Иоганна Вольфганга фон Гёте 1825 года – я немецким языком не владею, да и к фонтану, честно говоря, так пристально не присматривалась, но похоже там должно быть что-то из следующих его строк:

Возраст, как нам всем известно – 

Не спасенье дурака.

Но скажу я всё же честно:

Для любого старика

Важно быть во граде Кёльне,

Где соседом мудреца,

Вольно это иль невольно

Ты увидишь и глупца… 


Установлен же фонтан на площади Николая Гулича, месте не очень весёлом – некогда купец Гулич возмутился местными властями и порядками, его казнили и ранее здесь стоял позорный столб с головой бунтаря.
Начав рассказ о карнавале, два слова скажу и об остальных днях этой сумасшедшей недели. После Женского четверга пятница проходит спокойно в кафе и барах с прослушиванием живой музыки. В субботу можно увидеть Шествие дУхов и привидений. Воскресенье – детский день. Кульминацией всего праздника является «Розовый понедельник» с пышным карнавальным шествием. В Фиалковый вторник происходит сжигание соломенного чучела грехов. Заканчивается карнавал в Пепельную среду – в этот день все рисуют друг у друга на лбу кресты.

На карнавал в Кёльн съезжаются тысячи гостей, иногда их количество переваливает за миллион, а сами кёльнцы в этот период стараются взять отпуск. Впервые же карнавал был проведён в 1823 году – скоро он отметит своё двухсотлетие!

Кроме этого карнавала в Кёльне с 1991 года проводится ещё одно ежегодное мероприятие, привлекающее тысячи (а иногда, опять же, и миллион) зрителей – июльский гей-парад. По своей сути,помимо лозунгов быть толерантными к секс-меньшинствам, это тот же самый карнавал с переодеваниями, париками и шествием платформ, с разницей лишь во внешнем виде костюмов - для гей-парада они, похоже, приобретаются в секс-шопе.

Оба эти карнавала – традиционный и не совсем - являются крупнейшими в Европе!


А мы улочками и переулочками возвращаемся к Собору и нестройными рядами загружаемся в автобус. Как много мы увидели и, ах, как много не успели увидеть! Покидаем Кёльн с большим сожалением и одновременно без него. Потому что уже устали за две недели путешествия и, что говорить, хочется домой. Auf Wiedersehen, Cologne! Скучили за тобою, рідний Київ!



Обновлен 03 дек 2017. Создан 26 ноя 2017



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником